Мы продолжаем следить за ситуацией, возникшей после того, как жители заволжской части города в очередной раз обратили внимание на зеленый забор в лесу недалеко от парка 40-летия ВЛКСМ. На прошедшей неделе мы писали о том, чего удалось добиться общественности, а именно – об обращении Госэконадзора в природоохранную прокуратуру и о заседании совета общественной экологической палаты области, результатом которого стал целый ряд важных решений по созданию ООПТ на прибрежных участках лесов вдоль Волги. Тогда же мы обратили внимание на то, что мало кто вообще представляет особенности действующего природоохранного законодательства, которое в корне отличается от аналогичных законов, действующих, например, 15 лет назад. Для того, чтобы прояснить все возникшие вопросы, мы обратились к старшему помощнику прокурора межрайонной природоохранной прокуратуры Чуракову Денису Борисовичу.
Каковы результаты проведенной прокуратурой проверки по запросу Госэконадзора в отношении «зеленого забора»?
Природоохранная прокуратура осуществила выезд совместно со специалистом Госэкоконтроля на место лесного участка, предоставленного в аренду ООО «Я плюс». Специалист Госэкоконтроля Захаров П.К. подготовил и передал нам справку о проверке, в которой указано, что нарушается одна из статей Федерального закона «О животном мире».
Нарушение заключается в том, что имеются препятствия на пути миграции животного мира. Нарушена статья 22 ФЗ «О животном мире» – в частности, не предусмотрены мероприятия по сохранению среды обитания объектов живого мира, условий отдыха, путей их миграции. В заборе отсутствуют проходы, что создает препятствия на пути животных. Более того, в проекте освоения лесного участка, который подготовлен арендатором, указано, что специальных исследований животного мира не проводилось. Соответственно, мероприятия по улучшению условий обитания зверей и птиц, по сохранению естественных условий и сооружению искусственных гнездовий на данном участке лесопользователем не проводились.
Исходя из требований закона «О животном мире», ООО «Я плюс» следует снять препятствия на пути миграции животных, то есть в цельнометаллическом заборе сделать проходы, выполнить мероприятия по охране объектов животного мира, указанных в восьмой главе проекта освоения лесов арендатора. Прокуратурой по данным фактам возбуждено административное производство в отношении генерального директора ООО «Я плюс» по статье 8.33 КоАП, которая гласит, что «нарушение правил охраны среды обитания и путей миграции объектов животного мира влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 500 до 1000 рублей». Рассматривать данное постановление будет Госэконадзор Ульяновской области.
Сразу возникает вопрос по проекту освоения лесов. Должна ли была проводиться при его составлении экологическая экспертиза в части защиты животного мира?
Экологическая экспертиза не требуется в данном случае. Сейчас она у нас вообще имеет очень ограниченное действие. Приказом Минсельхоза РФ утвержден состав проекта освоения лесов и порядок его разработки, которым регламентировано, что должен содержать проект освоения лесов, в том числе и мероприятия по охране животного мира. Эта глава есть, то есть формально закон не нарушен. Но как постановили специалисты Госэконадзора, которые являются специалистами в сфере животного мира, деятельность данного арендатора не соответствует закону о животном мире. То есть арендатор мог установить в проекте освоения лесов дополнительные условия для животного мира. Но он этого не сделал.
То есть получается, что своим действием или бездействием арендатор нанес ущерб животному миру?
Ущерба здесь нет. Здесь в данном случае формальный состав правонарушения, который не предусматривает ущерба – создание препятствий для среды обитания и путей миграции животного мира. Если бы оно влекло ущерб для животного мира, например, погиб бы объект животного мира, то Госэконадзор должен был бы подсчитать ущерб и взыскать его с виновного лица.
Народ начал возмущаться по поводу забора, не зная последних изменений в законодательстве. Взять тот же Лесной кодекс.
Да, согласен. Лесной кодекс РФ в декабре 2006 года принят, а вступил в силу с 2007 года. Он принят в соответствии с действующим законодательством Государственной Думой РФ и подписан Президентом России. Согласно ему, допускается аренда леса на срок до 49 лет в целях рекреационного использования. Соответственно, используя леса для рекреационной деятельности, лесопользователи обязаны составлять проект освоения лесов, который проходит государственную экспертизу. У арендатора ООО «Я плюс» данный проект составлен, государственная экспертиза проведена в установленном законом порядке. Все мероприятия по лесному участку указаны в этом проекте.
Что допускается делать на участке?
Допускается возведение временных строений без сооружения капитального фундамента; тропиночные сети, иные сооружения, которые имеют временный характер, в том числе установка забора и так далее. Вырубка допускается, но она должна быть указана в проекте освоения лесов. Более того, арендаторы ежегодно при использовании лесов подают лесную декларацию. Но, с другой стороны, у нас есть норма в Лесном кодексе (статья номер 11), согласно которой граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов и так далее. То есть, в данном случае у нас, несмотря на наличие инфраструктуры, которую имеет право создавать арендатор, нигде не сказано, что граждане этой инфраструктурой каким-то образом должны быть ущемлены. По толкованию данного закона можно установить, что арендаторы имеют право возводить домики, делать забор. Но должен быть обеспечен свободный проход граждан через данную территорию. Кроме того, в 2006 году принят и новый Водный кодекс. Там сказано, что береговая полоса является территорией общего пользования. В основном идут недовольства, что к береговой полосе ограничивается доступ землепользователями. Береговая полоса в размере20 метровот уреза воды должна быть свободна для доступа любого гражданина, т.е. не иметь ограничивающих доступ сооружений. Вместе с тем, строительство в береговой полосе и водоохраной зоне не запрещено, при получении разрешительных документов.
Есть ли какие-то ограничения на процент сдаваемых лесных земель относительно их общей площади в регионе?
Таких ограничений нет.
То есть теоретически можно сдать в аренду все леса?
Теоретически да, но согласно лесному законодательству проводится лесоустройство и составляется лесохозяйственный регламент, в которых сказано, под какие цели должны использоваться лесные земли.
Единственное ограничение – особо охраняемые природные территории?
Согласно действующему законодательству допускается передавать лесные земли в аренду и на территориях особо охраняемых природных территорий, при этом в лесах, расположенных на особо охраняемых природных территориях, запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями. Лица, которым земельные участки, расположенные на землях особо охраняемых природных территорий, предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование, осуществляют использование лесов, расположенных на таких земельных участках, в соответствии с проектом освоения лесов и Положением о соответствующей особо охраняемой природной территории.
Проблема ограничения доступа в леса в основном существует вокруг городов (Ульяновск, Димитровград). А, например, в малочисленных районах области такой проблемы не существует. За исключением разве, что Белого озера и других курортных территорий. А в районах нет такого спроса на эти участки, там, в основном аренда в целях заготовки древесины и охотничьего хозяйствования.
Речь идет не об окрестностях города, а вообще о побережье Волги, где есть сочетание нормального спуска к воде и прибрежного леса. Если посмотреть аукционы, то сданы участки не только около города, практически сданы очень многие удобные в этом плане участки. Как я понимаю, в лесном кодексе норм, ограничивающих это, нет. Единственная возможность – создание ООПТ, правильно? Других возможностей нет?
Да, вы правильно говорите про прибрежный лес. Однако ООПТ, как я уже говорил, не является способом обеспечения доступа граждан на такие территории. Более того, режим ООПТ ограничивает доступ граждан на такие территории, т.к. ст.11 Лесного Кодекса гласит, что пребывание граждан может быть запрещено или ограничено в лесах, которые расположены на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, иных землях, доступ граждан на которые запрещен или ограничен в соответствии с федеральными законами.
Если арендатор хочет взять лес в аренду, ему отказать не имеют права?
Там целый ряд условий согласно Лесному кодексу. Организатором аукциона по продаже права на заключение договора аренды является Минприроды Ульяновской области. Оно и определяет лесные участки, право аренды которых подлежит продаже.
То есть, получается механизм такой: министерство проверяет, есть ли возможность по проекту лесоустройства отдать участок в аренду?
До 1 января 2015 года допускается предоставление гражданам и юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда без проведения государственного кадастрового учета. Раньше было иначе. Первоначальная редакция закона гласила, что до 1 января 2010 года, затем в 2009 году вносят изменения, что до 2012 года. 12 декабря 2011 года опять внесли изменения, что до 1 января 2015, но за исключением случаев предоставления лесных участков в целях использования лесов для осуществления рекреационной деятельности. Для рекреационной деятельности с 1 января 2012 года участки обязаны ставить на кадастровый учет. На аукцион их выставляют уже с кадастровым учетом. Кадастровый учет проводит министерство.
Что еще Вы считаете важным из последних изменений в законодательстве, что может быть интересно нашим читателям, следящим за развитием ситуации?
В 2004 году приняли Федеральный закон о переводе земель и земельных участков из одной категории в другую.
Статья 8 – Установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов, либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Эта поправка была введена в декабре 2006 года. До 2007 года лесные земли в земли иных категорий переводились только по постановлению Правительства РФ. Сейчас, исходя из этой нормы, лишь установлением или изменением границ населенных пунктов, земли из любой категории, даже из лесной, переводятся в земли населенных пунктов. И, наоборот, если уменьшаем населенный пункт, то мы земли из состава населенных пунктов переводим в другие категории.
Эти полномочия у нас имеют органы местного самоуправления либо органы субъекта РФ. То есть у нас уровень принятия решения понизился с федерального на субъектовый или муниципальный. Сейчас у нас происходит уточнение границ населенного пункта «город Ульяновск», в котором будут какие-то земли переданы из иных категорий в земли населенных пунктов, после чего эти земли можно будет использовать как земли населенных пунктов, в том числе и под капитальное строительство. Закон был принят на волне снижения административных барьеров и нагрузки на бизнес, чтобы улучшить ситуацию с застройкой населенных пунктов и для решения жилищных проблем. Лет пять назад это была очень активная тема. Но фактически пока очень сложно проходит этот закон.
Про город понятно. А механизм передачи лесных земель в другие категории в иных случаях не поменялся?
Не изменился, только постановление Правительства и никак иначе.
То есть у всех арендаторов леса, которые арендуют участки в районах, шансы на перевод земель в другие категории чисто умозрительные?
Если они не вблизи населенного пункта, и нет плана его расширять за счет этих земель, то да.
Люди возмущаются также по поводу заборов, буквально уходящих в воду. Например, на побережье Юрманского залива. Пресечение таких отгораживаний, по сути, выявление нарушений Водного кодекса, это компетенции Росприроднадзора?
Юрманский залив не является лесным фондом и, соответственно, обязанность по свободному доступу там отсутствует. Скорее всего, это земли сельскохозяйственного назначения, там же дачное строительство. Поэтому единственное ограничение там по Водному кодексу – 20-метровая полоса, которая должна быть свободна для доступа. Если по старому кодексу было запрещено осуществлять в водоохраной зоне строительство, то сейчас даже в береговой полосе разрешено строительство. Но, опять же, запрещено ограничение доступа. Запрещено приватизировать такие земли, а в аренду передавать не запрещено.
То есть можно взять в аренду земли лесного фонда на берегу, но нельзя поставить забор, мешающий свободному доступу к воде. Но, всё-таки, если забор есть, то кто должен разбираться с ним?
Если водный объект федерального значения, то Росприроднадзор, если регионального – то Госэконадзор. Более того, Водным кодексом РФ предусмотрен запрет стоянки и движения транспортных средств в водоохранной зоне водных объектов. Водоохранная зона для Волги составляет 200 метров, для рек поменьше 50 метров. Причем движение запрещено на дорогах без твердого покрытия, на дорогах с твердым покрытием ограничения не существует. Если дорога грунтовая, либо её вообще нет, то установлено ограничение для движения любого транспорта, кроме спецтранспорта. Но не расшифровано, что под ним подразумевать.
То есть, по сути, к речке ближе чем на 200 метров подъезжать нельзя, иначе оштрафуют. Кто?
Несколько органов имеют право. По Ульяновской области– отдел территориального управления Росрыболовства либо управление Росприроднадзора. По региональным рекам – Госэконадзор.
Спасибо за впечатляющие разъяснения.