Яндекс.Метрика

Лес оставят за забором

Сегодня в министерстве экологии области прошел круглый стол, посвященный «проблеме зеленого забора». Как мы и ожидали, практически ничего нового на заседании сказано не было, но наши высказанные до этого предположения подтвердились, причем из уст не только представителей министерства, но и самого арендатора.

Подтвердились планы освоения обоих участков. На первом действительно будет 50 с лишним домов 12 на 12 метров, на втором – гостиничный комплекс с рестораном, спортивными площадками и спа. Несмотря на то, что представители министерства всячески отнекивались от того, чтобы выложить в свободный доступ планы освоения лесных участков, где четко указаны, какие и где планируется возвести постройки, арендатор под давлением общественности вынужден был пообещать выложить эти планы в свободный доступ. И хотя мы уже держали в руках проект освоения одного из участков, этого момента мы всё равно ждём с нетерпением – постройки на втором участке, арендованным ООО «Шангрила отель», представляются более интересными – один только гостиничный комплекс обещает быть площадью в несколько сотен квадратных метров.

На вопрос, как такие сооружения могут вообще считаться временными, арендатор ответил, что «временными можно считать такие здания, которые можно разобрать». Более конкретно ответил Данила Урдин, представитель комитета ЖКХ и экологии администрации Ульяновска. По его словам, понятие «капитальное строение» описано в градостроительном кодексе. Всё, что под это определение не попадает, можно считать временными строениями. То есть на арендованных лесных землях вполне можно строить на ленточном фундаменте всё что угодно высотой до трех этажей.

И тут опять возникает тот же вопрос, который мы неоднократно ставили – какой бизнесмен согласится строить столько много и дорого на, по сути, чужих землях, которые можно легко отобрать в любой момент, если будет допущено нарушение договора аренды? Очевидно, что на такие риски никакой здравомыслящий бизнес не пойдёт. Такие грандиозные планы, видимо, имеют смысл только при реальной перспективе получения земли в собственность.

Механизм передачи лесных участков, на которые в этой ситуации может рассчитывать бизнес, стал после круглого стола абсолютно очевиден. В 2007 году был разработан новый генеральный план Ульяновска, согласно которому интересующий нас лес относится к городским лесам. Для изменения его статуса – перевода из земель лесного фонда в городские леса, необходимо было выполнить ряд действий. Городские власти должны подготовить определенный пакет документации, передать его в министерство, там должны провести определение границ участков, подписать акт и после этого власти получили бы возможность изменить статус лесных участков. Соответствующие документы, по словам Урдина, были переданы в министерство в 2010 году, но, по словам Льва Павлова, заместителя министра экологии области и самого министра Дмитрия Федорова, они эти документы не видели – «наверное, они потерялись».

Куда и зачем потерялись эти бумажки, мы не знаем, но буквально несколько дней назад тот же Павлов утверждал, что дело вовсе не в утрате документов, а в отсутствии денег на определение границ лесных участков, то есть на межевание.

Впрочем, сути это не меняет. Очевидно, что процесс «подвис» именно на этой стадии. Если бы он продолжался дальше, то лес стал бы иметь статус городского, но при этом сама земля так и оставалась бы в федеральной собственности. Изменился бы только «управляющий» – вместо министерства право распоряжаться лесами получила бы городская администрация. Основание для этого, по сути, уже было – генплан города.

Дальше процесс может развиваться следующим образом. Договор аренды перезаключается с городом, потом постановлением правительства страны земли городских лесов передаются в муниципальную собственность, а затем с помощью постановления Городской Думы их статус меняется с «городских лесов» на «земли поселений». Бинго – участки оказываются в собственности. После этого рассуждения о свободном доступе на сами участки и о зеленом заборе уже будут лишь пустой риторикой – табличка «частная собственность» навсегда отгородит лес.

Всё это прекрасно понимают практически все присутствующие на сегодняшнем круглом столе независимые специалисты-эксперты за исключением некоторых представителей общественности. Увы, но к таковым можно отнести и председателя экологической палаты области Нину Благовещенскую, которая фактически заявила, что шумиха вокруг зеленого забора создана к выборам и задала присутствующим вопрос: «Всё ли по закону?». Ей ответили – да, всё. На этом представитель экологической палаты успокоилась, чем явно показала, что общественная экологическая палата носит почти декоративный характер.

Из-за такой позиции палаты мы вынуждены были после окончания круглого стола ещё раз обратиться с просьбой к её членам о составлении письма, в котором бы они настаивали на рассмотрении ситуации на очередном заседании палаты. Это письмо будет отправлено в пятницу. В этой связи в очередной раз напомним о том, что мы считаем крайне важным общественное обсуждение способов противодействия повторению подобных «зеленозаборной» ситуаций. Сейчас важно, по сути, не просто «отбить лес» (это мало реально), а создать действующий механизм по исключению в будущем подобных ситуаций, вызывающих резкое отторжение общественности.

Впрочем, арендатор участков заявил, что общественность его начинание, наоборот поддерживает. Лес, мол, стал меньше гореть, убирается мусор и т.д. На логичный вопрос представить доказательства общественной поддержки, присутствующие получили ответ, который свелся к фразе «если надо, найдём».

В общем же, заседание кончилось ничем – все остались при своих. Единственное исключение – позиция Госэконадзора, который, как мы уже писали, настаивает на том, что зеленый забор мешает миграции диких животных. На это министерство подготовило контрответ, сославшись на мнение председателя областного общества охотников и рыболовов. Федоров заявил, что никаких копытных млекопитающих в тех заволжских лесах нет, как и нет вообще в черте города. Позицию министерства поддержала и Нина Благовещенская.

Но ведь следы косули мы видели на этой неделе за зеленым забором собственным глазами! По мнению министерства и, очевидно, председателя экопалаты, зверь забрел туда совершенно случайно и является единичным. Но совершенно обратное утверждал Павел Захаров – опытный инспектор Госэконадзора. По его словам, звери в заволжском лесу есть. Косвенно это подтвердил и арендатор соседнего участка (турбаза «Иволга»), заметив, что у него водится суслик.

Мы будем продолжать следить за этой достаточно интересной и занимательной ситуацией, возникшей из-за того, что никакого учета зверей в заволжском лесу не ведётся уже много лет.

А что же общественность, которая уже успела объединиться и создать даже группу «Вконтакте» в защиту (почему-то) парка 40-летия ВЛКСМ? Боимся, что всё как обычно закончится нечем – «пошумят, пошумят и разойдутся». Тем более что для успокоения недовольных арендатор обещал постоянно держать открытыми несколько ворот в заборе, обеспечив таким образом доступность леса для граждан.

Этого успокоения, видимо, и ждут возможные заинтересованные лица. Тишина и спокойствие позволят без лишнего шума в течение нескольких лет переоформить землю. После этого уже не будет страшен никто – частная собственность у нас, как известно, неприкосновенна.

Оцените новость: