Яндекс.Метрика

«Жизнь здесь заглохла»

Так считают 35 процентов ульяновцев, которым был задан вопрос относительно непривлекательной черты нашей области. Исследования проводились в рамках подготовки доклада «О состоянии гражданского общества в Ульяновской области». В качестве привлекательной черты области большинство ульяновцев назвали красивую природу. И лишь 7 процентов жителей считают наш регион перспективным для жизни.

Доклад является ежегодным и готовится в соответствии с законом Ульяновской области «Об общественной палате Ульяновской области». В основе доклада – социологические исследования, проведенные в 2007 и 2011 годах.*

В одном из разделов доклада, посвященном отношению ульяновцев к своему региону как к месту жительства, приведены следующие данные.

46 процентов в целом довольны жизнью в области, но есть то, что не устраивает. 17 процентов не довольны жизнью в регионе, но привыкли и уезжать не собираются. 16 процентов рады, что здесь живут. 10 процентов не испытывают никаких особых чувств к региону. 9 процентов хотели бы уехать из региона и 1 процент – уехать из страны.

За последние 4 года стало больше тех, кто в целом доволен жизнью в регионе, но видит серьезные недостатки. При этом испытывают чувство радости по отношению к области преимущественно люди старше 60 лет, с неполным средним образованием. Довольны, но видят недостатки, люди в возрасте 40-59 лет. Желающих уехать из региона больше среди молодежи.

Интересно, что в качестве привлекательных черт региона 65 процентов отметили красивую природу.

А вот в качестве негативных, непривлекательных черт области 35 процентов от числа опрошенных считают, что «Жизнь здесь заглохла». 18 процентов считают, что «Здесь не любят инициативу».

В чем, по вашему опыту, состоят непривлекательные черты нашего региона?

Результаты исследования показали, что ульяновцы считают основным фактором, препятствующим созданию семьи, низкий уровень жизни (58 процентов). Негативную роль играют и плохие жилищные условия (46 процентов), особенности характера, эмоции людей (34 процента). Почти 30 процентов опрошенных отметили недостаточную поддержку семей с детьми со стороны государства. Интересно, что 49 процентов опрошенных хотели бы иметь двоих детей, если бы у них были идеальные условия, и 30 процентов – троих детей!

Кстати, большинство опрошенных считают главной причиной, препятствующей росту численности населения Ульяновской области, низкие доходы.

Четверть участников исследования отметили, что денег им хватает только на повседневные нужды, то есть в основном на питание (!). 31 процент испытывают трудности при покупке одежды. 29 процентов берут деньги в долг при покупке дорогих вещей. Все, кроме покупки квартиры и дачи, доступно только пяти процентам опрошенных ульяновцев. И лишь 1 процент респондентов ответил, что не имеет проблем с деньгами. А вот девяти процентам ульяновцев денег не хватает даже на покупку еды.

Для сравнения, можно отметить, что в 2007 году 55 процентов опрошенных могли купить только необходимую еду и одежду, а в 2011 году их стало уже 65 процентов. Снизилось число тех, кто покупает дорогие вещи или вообще не испытывает материальные трудности. Следовательно, покупательская способность населения снизилась.

За последние годы стало на 20 процентов больше тех, кто отмечает отрицательные изменения в жизни.

Еще один интересный пункт исследования – самоидентификация населения с тем или иным социальным слоем. Так, в масштабах своего населенного пункта более половины опрошенных отнесли себя к среднему слою (60 процентов), чуть меньше трети – ниже среднего. Но если смотреть в масштабах страны, то относящих себя к среднему слою становится гораздо меньше – всего 35 процентов.

Но вернемся к перспективам, которые открывает наш регион, например, для ведения бизнеса. Оказывается, и здесь не все гладко. По результатам опроса, 40 процентов респондентов дали положительные оценки успешности развития своего бизнеса. 26 процентов охарактеризовали свой бизнес как неуспешный (!). При этом наиболее оптимистично настроены топ-менеджеры крупных предприятий, и намного ниже уровень оптимизма у представителей малого бизнеса.

Наиболее часто в качестве главного препятствия для ведения бизнеса в регионе назывались налоговые ставки. Несколько реже – конкуренция, теневой сектор и доступ к финансированию.

В целом, предприниматели довольно скептически относятся к мерам, предпринимаемым региональной властью в интересах развития бизнеса. 30 процентов опрошенных полагают, что усилия регионального правительства работают на бизнес, но 44 процента с этим не согласны.

Наконец, исследователи проанализировали уверенность ульяновцев в будущем. Оказалось, что 42 процента в той или иной степени не уверены в будущем, треть респондентов придерживаются противоположной точки зрения. С 2007 года на 13 процентов снизилось число уверенных в будущем при росте неуверенных на 15 процентов.

Для улучшения жизни в Ульяновской области, по мнению участников исследования, необходимо следующее:

*В подготовке доклада участвовали: кафедра социологии и политологии УлГУ, кафедра политологии, социологии и связей с общественностью УлГТУ, НИЦ «Регион», правительство Ульяновской области, уполномоченный по правам человека в Ульяновской области Г.А. Эдварс, уполномоченный по противодействию коррупции в Ульяновской области А.Ф.Павлов, Управление внутренних дел по Ульяновской области, Центр поддержки НКО Ульяновской области при ОГКУ «Аппарат Общественной палаты Ульяновской области».

Юлия Узрютова

Оцените новость: