Яндекс.Метрика

Очарование старой Волги меняло судьбы

В майнском краеведческом музее экспонируется несколько картин Николая Анатольевича Кузьминского. Среди них и работы, связанные с Волгой, в частности, с Жигулевскими горами. Тематика картин не случайна – в начале 50-х годов прошлого века Николай Анатольевич несколько лет прожил в селе Усолье, что в начале Жигулей. Кузьминский переехал туда в 1954 году из Майны, где с 1946 года работал в Доме культуры, а затем и в школе. Решение о переезде Кузьминский принял благодаря Волге и Жигулям сразу после похода, который провел как руководитель со школьниками майнской средней школы.  Нам удалось найти дневник похода с уникальными фотоматериалами. На пожелтевших фотографиях изображены Волга и волжская пойма незадолго до затопления водами водохранилища. Мы отобрали  30 наиболее интересных снимков.  Все они публикуются впервые.


Николай Анатольевич Кузьминский (1923-2009 гг.) родился на Украине, работал в газете, заведующим клубом, учителем в школе. Во время Великой Отечественной ушёл на фронт добровольцем, в 1944 году был тяжело ранен и лечился в госпитале Ульяновска, где и остался. Через некоторое время был приглашен в Майну художественным руководителем Дома культуры, затем работал в средней школе, где организовал краеведческий кружок. В 1954 году неожиданно переехал в Усолье, где возглавил среднюю школу. Через несколько лет вернулся в Майнский район и продолжил педагогическую работу в Карлинской средней школе. Создал несколько музеев, с 1971 по 1986 год работал в Ульяновском пединституте. Известный самодеятельный художник, краевед, автор множества публикаций по истории края.

Николай Анатольевич достаточно известен в области как краевед. Свой интерес к истории края он прививал и своим ученикам, в том числе организовывая краеведческие походы. Один из таких походов в 1954 году проходил вдоль Волги. Группа майнских школьников дошла до села Усолье, которое настолько приглянулось Кузьминскому своей историей, видами Волги и ландшафтами, что он без раздумий решил сменить ставшую практически родной Майну на Усолье. На новом месте Николай Анатольевич продолжил педагогическую карьеру, став директором средней школы.

Впрочем, через несколько лет Кузьминский вернулся в Майнский район, возглавив школу в Карлинском. Но Волга и Жигули навсегда оставили след в душе Николая Анатольевича. Это видно не только по его живописным полотнам, но и по работе во вновь созданном краеведческом кружке при школе. Издаваемый кружком рукописный краеведческий журнал носил название «Волга» и зачастую имел на обложке столь любимые Кузьминским виды речных просторов и живописных берегов. И всё благодаря переломному в судьбе Николая Анатольевича походу 1954 года. Нам удалось найти его фотодневник, составленный участниками. Этот материал ценен не только тем, что путь вдоль Волги стал для Кузьминского практически судьбоносным, но и тем, что на фотографиях оказались запечатлены одни из последних видов Волги до запуска Куйбышевской ГЭС. Всего через несколько лет те же места стало не узнать, да и повторить пройденный путь уже бы не получилось – бичевника, по которому шли туристы, не стало. Остались лишь выцветшие маленькие фотографии в альбоме и образы в памяти, которые Кузьминский перенес на свои полотна.

1. Вот она, Волга! Широкая, могучая, красивая, родная. Великие дела творят на ней советские люди!

[singlepic id=2565 w=320 h=240 float=]

2. У с. Кременки, на месте старого русла Волги, осталось много озер. Вот одно из них – «Поганое». В нем погребено много человеческих жизней в древние времена. Об этом свидетельствуют нередко находимые здесь человеческие кости.

[singlepic id=2566 w=320 h=240 float=]

3. Мост через р. Тукшум у села Криуши. Мост висит на протянутых через реку цепях.

[singlepic id=2558 w=320 h=240 float=]

4. Высокие курганы, глубокие овраги – так выглядит правый берег Волги у Криушинского затона.

[singlepic id=2559 w=320 h=240 float=]

5. Берег между Криушами и Шиловкой изобилует геологическими обнажениями с остатками животного мира. Наши туристы собирают коллекции окаменелостей и отпечатков.

[singlepic id=2560 w=320 h=240 float=]

6. Обширные волжские луга – замечательная база для развития общественного животноводства. Сколько подобных стад увидели мы на своём пути!

[singlepic id=2561 w=320 h=240 float=]

7. Безымянная речка! На карте её нет, моста через неё поблизости не видно. Если бы не любезность рыбака, который предоставил нам вместо моста свою лодку, пришлось бы обходить эту речку километра за два.

[singlepic id=2562 w=320 h=240 float=]

8. Красивы берега Волги возле с. Русская Бектяшка! А дорога так и зовет тебя всё дальше и дальше.

[singlepic id=2563 w=320 h=240 float=]

9. Заросли молодых тополей у с. Подвалье. Здесь уже начинается Куйбышевская область.

[singlepic id=2564 w=320 h=240 float=]

10. Участок берега Волги от с. Новодевичье до с. Климовки – самый живописный на пройденном нами пути. Вот они, вековые тополя.

[singlepic id=2538 w=320 h=240 float=]

11. А за их могучими стволами синеет и переливается под солнцем красавица Волга. – Здесь бы дом отдыха построить, – говорят ребята.

[singlepic id=2539 w=320 h=240 float=]

12. Здесь добывается мел. Горы взрываются динамитом и толом. Наши туристы еле видны в этих громаднейших меловых разработках.

[singlepic id=2540 w=320 h=240 float=]

13. А дорога бежит всё дальше и дальше.

[singlepic id=2541 w=320 h=240 float=]

14. Хорошее место для привала. Тень, трава – прелесть!

[singlepic id=2542 w=320 h=240 float=]

15. Берег, как будто снегом покрытый – белый. Он состоит из мела и известняка. Но тополя прекрасно растут и на такой «почве».

[singlepic id=2543 w=320 h=240 float=]

16. Пока дежурный готовит обед, Мила Мезина с удочкой ушла рыбачить. Но по Волге то и дело проплывают пароходы, самоходные баржи, плоты, буксиры, катеры и моторки! Да все такие красивые, что глаз не оторвешь! Тут уже не до поплавка.

[singlepic id=2544 w=320 h=240 float=]

17. В голубой дымке видны Жигули. По Волге к ним очень близко, но от Климовки наш путь уходит в сторону: нужно обойти почти непроходимые луга с озерами, трясиной, камышами и зарослями.

[singlepic id=2545 w=320 h=240 float=]

18. Вершина знаменитой горы Светелка. Вдали виднеется лес и поле – так называемое «Рубленое место».

[singlepic id=2546 w=320 h=240 float=]

19. Усольские горы… На фото они кажутся очень маленькими, но это только на фото. Взберитесь туда повыше, и перед вами откроется настоящая картина Усольских гор!

[singlepic id=2547 w=320 h=240 float=]

20. Вот они, закрытые снизу лесом, поросшие мохом, изрытые трещинами Усольские горы – скалы. Далеко-далеко вдали виднеются луга, белыми заплатками сверкают озера, а там и Волга.

[singlepic id=2548 w=320 h=240 float=]

21. Попробуйте взобраться на эти чудовищные башни, по которым гуляет ветер да гнездятся орлы и коршуны. Мы побывали и на их вершинах. Трудно, опасно – но для туристов нет невозможного.

[singlepic id=2549 w=320 h=240 float=]

22. Усольские горы между селами Усольем и Березовкой местами обрываются прямо в глубокую Воложку. Здесь много серных и соляных источников.

[singlepic id=2550 w=320 h=240 float=]

23. По каменистой тропе движется наш отряд вдоль «Лепешки», которая, кажется, в любую минуту может рухнуть на голову.

[singlepic id=2551 w=320 h=240 float=]

24. А вот какая замечательная картина открывается на р. Усу с вершины «Лепешки»! Лида Тряндина, Мила Мезина и Рая Гурьянова выглядят игрушечными куклами на фоне этих громадных гор и бесконечных просторов.

[singlepic id=2552 w=320 h=240 float=]

25. Николай Анатольевич и Рая на вершине Девьей горы.

[singlepic id=2553 w=320 h=240 float=]

26. С 11 до 5-6 часов дня – большой обеденный привал. В Волге воды много, но для питья нет лучше холодной ключевой воды.

[singlepic id=2554 w=320 h=240 float=]

27. Кто читает, кто играет в волейбол. Девочки стирают панамки, носки и майки. Потом заберутся в воду и они, только поближе к берегу: с такими пловцами Волга шутить не любит!

[singlepic id=2555 w=320 h=240 float=]

28. Место нашего последнего привала на левом берегу Волги у г. Ставрополя.

[singlepic id=2556 w=320 h=240 float=]

29. Наш пароход обгоняет одно за другим грузовые суда. Вот и ещё один – буксир «Илья Муромец» – остаётся позади.

[singlepic id=2557 w=320 h=240 float=]

Оцените новость: