Яндекс.Метрика

Как и где отдыхали симбиряне 100 лет назад?

«…У нас, к сожалению, страсть к путешествиям очень слабо развита, и публика спешит только в модные места, как, например, в Крым в разгар сезона», – писал Василий Сидоров в книге «Волга», изданной в 1894 году. Не менее популярна была и заграница. Куда же в основном ездили отдыхать симбиряне в конце 19 века и что брали с собой в дорогу? В сезон отпусков вспомним наш материал пятилетней давности, посвященный выставке «Чемоданное настроение», работавшей в музее-усадьбе городского быта «Симбирск конца XIX – начала XX веков».

Выставка посвящена чемоданному настроению, которое охватывает каждого, кто собирается в путешествие, причем необязательно дальнее: даже переезд из городского дома на загородную дачу – это целая история. Как это было сто лет назад, можно увидеть на выставке.

Мужчины брали в дорогу дорожно-бритвенные приборы, мыло, зубной порошок и т.д. Все компактно упаковано в специальной шкатулке.

Женщины брали с собой шкатулки, в которые складывали все необходимое (зеркало-расческа, пилка для ногтей, заколка и т.д.).

В дороге пили чай или кофе. Чай пили из уже практически забытых и вспоминающихся только в поездах стаканах с подстаканниками. Кипятили в самоварах, например, самовар «эгоист» – кипятил воду на одного человека. В моде было и побаловать себя кофе (кофейник «тет-а-тет» – на два стакана).

Важнейшей составляющей любого путешествия были чемоданы, сумки, саквояжи т.д. На выставке показаны различные виды сумок.

Самый большой экспонат выставки – кофр – сундук с несколькими отделениями (по сути, большой дорожный шкаф), принадлежал нашему земляку, известному скульптору Лукину, который сейчас живет в Санкт-Петербурге. Внутри кофра помещались шкатулки, на вешалки развешивалась одежда, в данном случае, из него выглядывает венгерка, так как этот кофр принадлежал военному.

Кожаный дорожный чемодан – обит внутри синим шелком. Другой вид чемодана – плетеный корб, принадлежал семье военного, который занимал высокий пост – семья хранила чемодан как память о предках из поколения в поколение.

Дамские сумки – более миниатюрные. В повседневной жизни наряд обязательно дополнялся сумочкой, назначение которой всякий раз зависело от того, куда дама собралась (ридикюль, театральные, для мелочи, футляр для очков и т.д.).

В путешествия также брали зонты и трость.

Наконец, были широко распространены различные виды саквояжей, в том числе из ткани – их было удобно во время путешествий подкладывать под голову.

Дамы брали в дорогу пыльники (летний плащ), коробки для шляпы (дама без шляпы, это дама, до конца не одетая). Как выглядели шляпы, можно увидеть на рисунке со странички модного тогда журнала.

Симбиряне путешествовали по железной дороге (тогда уже была ветка Москва-Симбирск), по Волге (пароходное сообщение осуществлялось несколькими компаниями), на аэропланах.

Пассажирский пароход.

Свои услуги по доставке багажа на пристань или вокзал предлагали транспортные конторы Симбирска. Одна из таких контор в Симбирске была открыта «Первым Российским транспортным и страховым обществом», учрежденным в 1866 году. Это общество имело складские помещения, и дела его шли весьма неплохо. Оно обслуживало частных лиц. По звонку приезжал работник из конторы, упаковывал вещи, отвозил их на пристань или вокзал и отправлял по назначению. Пассажиру выписывался документ, по нему вещи выдавали на пристани или станции назначения.

Плата за проезд на железнодорожном транспорте определялась, исходя из «Таблиц провозных плат по железным дорогам», и зависела от расстояния между населенными пунктами и степени комфорта пассажирского вагона.

Провоз багажа определялся целым сводом правил. Исходя из документов 1914 года, разрешалось брать с собой в вагон столько ручной клади, сколько может уместиться «без стеснения других пассажиров». Багаж должен был быть упакован в сундуки, чемоданы, шляпные картонки, маленькие ящики. Громоздкие предметы допускались к перевозке только с разрешения начальника станции. На каждое багажное место наклеивался ярлык, при отправке в Москву – красного цвета, в Петроград – темно-синего, в Варшаву – зеленого, в Киев – оранжевого цвета. Комнатных животных и птиц можно было держать с собою, «но не иначе, как с особого дозволения Начальника станции и под условием, чтобы не было беспокойства для других пассажиров». Если хоть один человек выражал недовольство, то птицы и животные должны были быть помещены в багажный вагон.

Куда же в основном совершались путешествия с целью отдыха в конце 19 века? У состоятельных симбирян популярностью пользовалась, к примеру, Италия, Скандинавия. Книга “Волга” Василия Сидорова, сетовавшего, что публика спешит только в модные места, была призвана побудить в симбирянах интерес к реакреационным ресурсам, расположенным у них под носом. Но надежд на это было немного. “Смею надеяться, что моя книжка, которую я посвятил Волге, привлечет и заинтересует хоть нескольких человек, и они пустятся в путь с целью познакомиться с нашей родиной…», – отмечал в своей книге писатель.

Юлия Узрютова

Оцените новость: