Яндекс.Метрика

Выборы. Неожиданностей не будет?

Каковы будут итоги предстоящих выборов? Какие прогнозы можно сделать уже сейчас и стоит ли нам ожидать появления новых технологий работы с избирателями? На эту тему мы беседуем с журналистом, телеведущим и PR-консультантом Евгением Кармановым. За его плечами – несколько серьезных избирательных кампаний за пределами нашего региона. Последние выборы, в которых Евгений принимал участие – это прошедшее 13 марта избрание депутатов Государственного совета Республики Коми.

Происходит ли в последнее время совершенствование технологий работы с избирателями? Сейчас многие часто вспоминают с ностальгией первые избирательные кампании 1990-х годов, когда как раз и шлифовались методы работы с электоратом. Тогда работали даже многие очевидно кустарные технологии. Сейчас же порой кажется, что, несмотря на всё происходящее, избиратели не столь наивны и на голый пряник их не купишь. Так ли это?

Естественно, совершенствуется все. Из каждого избирательного сезона делаются определенные выводы. В чистом виде закон конкуренции: желание победить и превзойти своего конкурента вынуждает искать более эффективные подходы. Причем как политические силы, так и политтехнологов.

Но это не значит, что это однозначно лучше для избирательного процесса и для избирателя. Например, можно очень эффективно работать на снижение явки – там, где это нужно политической силе. Партия власти совершенствуется в использовании административного ресурса – и это тоже не на пользу демократии.

Так что, если говорить бизнес-терминами, игроки учатся зарабатывать капитал (политический вес), но это не значит, что продукт выпускается более качественный и полезный для потребителя.

А если более конкретно? Наверняка ты знаешь, как буквально обсмеяли “ЕР” в Челябинске, когда прямо на заседании женщина из избиркома отрапортовала сколько автобусов с нужными избирателями она обеспечит – это к вопросу об административном ресурсе. Кажется, что технологии такого рода не только не совершенствуются, а наоборот – становятся всё более и более убогими, в лоб. Это если методик и техник правящей партии касаться. Зная об этом, оппозиция часто вынуждена отвечать “несимметричным” ударом – действенным, хлестким и креативным. Было ли что-то такое, действительно свежие находки?

Благодаря этому и происходит то самое улучшение. Или, скорее, “улучшение”. Все равно общество становится более открытым. Десять лет назад “лобовые” технологии применялись повсеместно, но о них никто не знал. Не настолько был прозрачен избирательный процесс. Но естественный отбор работает: та тетка наверняка уже получила по голове от начальства, и больше ее к выборам не подпустят.

Административный ресурс – это само по себе лобовая технология. Но использовать ее можно, как и любой инструмент, по-разному. Тут все зависит от людей. Там, где во власти люди более продвинутые, не делается ставка только на административный ресурс. К нему добавляется сильная идеологическая составляющая. И тогда результаты гораздо выше. Мы с коллегами анализировали две прошедшие общероссийские кампании, и пришли к выводу, что добавление грамотной пиар-составляющей к админресурсу дает примерно 15-20 процентов голосов.

В Коми ЕР провела очень бледную кампанию. Все силы были сосредоточены на организации дня голосования (то есть привод людей на избирательные участки) и на информационном “убивании” конкурентов. Отсюда и результат – чуть больше 50 процентов, которые уже никто не считает безоговорочной победой.

Очень интересные данные показали exit-poll. Все партии, судя по ним, набрали именно то количество голосов, которое потом было отображено в официальных результатах. Кроме ЕР. Партия власти набрала 25-30. Плюс еще где-то 20 процентов отказались отвечать на вопросы. То есть как раз та разница. Отказавшиеся отвечать просто стыдятся того, что голосовали за ЕР.

Вот такая раскладка рейтинга власти: 25-30 процентов – реальный рейтинг, 20 процентов – админресурс, и, если есть хороший пиар – еще 15-20 процентов.

Что касается оппозиции: дело не в том, что сейчас стало больше креатива, а в том, что у оппозиции постепенно появляются деньги. И на эти деньги, хоть и не сравнимые с деньгами ЕР, получается, при правильном подходе, провести яркие кампании.

Опять же приведу в пример Республику Коми. Больше всего там в этом плане отличилась “Справедливая Россия”. Они выбрали очень хлесткий лозунг: “Половину доходов оставлять в республике! Больше Москве не давать!”. Этот message бил в одну из самых болевых точек региона. В Коми добывают нефть, газ, уголь, а экономическая и социальная ситуация не ахти. Потому что львиная доля налоговой прибыли – 65 процентов – уходит в федеральную казну. То есть справедливороссы одновременно и разъяснили причину, и сыграли на анти-московских настроениях, и не перешли грань. И, естественно, о партии заговорили. “ЕР” повела себя так, как будто “СР” – главный конкурент. Все газеты писали чернушные статьи про эсэров, все телеканалы показывали соответствующие сюжеты. Силы были брошены большие.
Вот пример: грамотный подход приносит успех. Или, как минимум, известность.

Поясню про успех: в результате “СР” получили почти 14 процентов. Реальный рейтинг наверняка больше, 3-4 процента сбили админресурсом. Казалось бы, не самый лучший результат. Но это смотря с чем сравнивать. Судя по начальным позициям, до старта кампании у “СР” был низкий рейтинг – где-то 4-5 процентов. То есть за два месяца – тройной прирост. То есть, те самые 10-15-20 процентов, которые грамотный PR прибавляет к “естественному” рейтингу.

А почему “ЕР” в Коми выступила так бледно с точки зрения пиара? Те 15-20 процентов были не нужны?

Не зная внутренней ситуации, не могу точно ответить. Может, люди просто не понимают таких вещей. Может, денег не хватило. Может, это самоуверенность. А может, они посчитали, что то, что они делают в плане PR, – это круто. Хотя это на самом деле не круто. Убого это было.

Еще нужно отметить: на прошлых выборах в Госсовет «ЕР» в Коми вообще не набрала даже 40 процентов. Это потому, что тогда ее административные позиции были не так сильны, ведь только что кончилось президентство Спиридонова, который не был единороссом ни разу. То есть, с одной стороны нынешние 50 – это успех. А с другой, если сравнивать с общероссийской ситуацией, – то самое падение рейтинга “ЕР”, о котором в последнее время говорят многие аналитики.


С чем, ты думаешь, оно связано именно с точки зрения пиар-технологий, если отвлечься от общей ситуации? Только ли с самоуверенностью? Воспринимает ли ЕР результаты прошедших выборов как урок?

Тут технологии очень тесно переплетаются с общей ситуацией. Что такое PR, если по простому? Убедить всех в том, что мы хорошие, а конкуренты плохие. Так вот, с каждым годом говорить о своей хорошести “ЕР” становится все труднее. Сказать о том, что оппозиция плохая, тоже сложно – у оппозиции нет в руках реальной власти. Может возникнуть обратный эффект, избиратель подумает: “Итак всю власть себе забрали, еще и коммунистов (жириновцев, эсэров) “мочат” – надоели!”.
Нарастающий скепсис по отношению к партии власти PR-методами перебить все сложнее.

Как думаешь, “ЕР” воспринимает эту ситуацию как урок или надеется на старых наработках продержаться?

Естественно, там неглупые люди сидят. Но одно дело – видеть проблему. Другое – мочь ее решить. Честно говоря, не думаю, что в глобальном масштабе это возможно. Да, некоторые регионы будут показывать отличные результаты. Да, еще долго будет сохраняться большинство. Но то, что так или иначе рейтинг “ЕР” продолжит падать до своей естественной отметки – это очевидно.

Каковы в этой связи твои прогнозы о перспективах “ЕР” на грядущих у нас выборах? Окажется ли наш регион среди показывающих “отличные результаты”?

Да, думаю, неожиданностей от грядущих выборов можно не ждать – именно в Ульяновске. Во-первых, высокий рейтинг у Сергея Морозова. Во-вторых, отсутствие реальной оппозиции. Наши отделения “СР” и ЛДПР с властью бодаться точно не будут. Попытается дать бой КПРФ, но, как мне кажется, их новое перспективное поколение “Рябов-Чатинян” еще не имеет должного политического веса, а старички – гм… очень старички… То есть рейтинг есть, и задача – только удержать его. Отбирать все равно некому. Увы – говорю не как технолог, а просто как избиратель. Плохо, когда выборы предсказуемы.

Новое поколение коммунистов тем не менее демонстрирует весьма современный подход к паблисити, “прокачка” идёт вполне грамотная. Думаешь, поздно начали?

Нет, я бы не сказал, что поздно. Я просто думаю, что это вообще у них только начало – начало нового движения. Понимаешь, недостаточно просто завесить билбордами город, дать скандальное интервью (которое все равно никто, кроме 500 обитателей ульяновского интернета не прочитал), заказать пару-тройку сюжетов о том, как они открыли спортплощадки. Во-первых, нужно побеждать на внутренних выборах. Если бы Рябов выиграл год назад, шансов у коммунистов сегодня было бы намного больше. Люди, как мне кажется, еще не чувствуют в “новых коммунистах” своих социальных лидеров. Еще мало их знают, еще не видели их в деле.

В Ульяновске есть один пример такого социального лидерства – это Вадим Харлов. Он не в исполнительной власти, не ассоциируется у ульяновцев с Морозовым и его командой, но при этом среди избирателей у него огромный авторитет. Те 70 процентов, которые он набирает у себя в округе – тому подтверждение. Среди коммунистов таких нет. И в ЛДПР тоже.

Вообще я бы не сказал, что подход слишком уж грамотный. Он есть – это уже радует. Но он снова протестный. А ведь это один из электоральных законов: люди очень редко голосуют “против”. А россиянина против поднять так уж совсем сложно. Позитивного message нет, либо же он весьма расплывчат.

Если к своей протестности КПРФ добавит “харловского” позитива, то результат может быть впечатляющим. И наоборот: если “СР” добавит протестности… Но ни того, ни другого, не произойдет – по очевидным причинам.

По каким? Мне вот они вовсе не очевидны.

Я уже говорил: у КПРФ (новой силы) нет статуса, нет веса, и нет времени для его приобретения.
А местная “СР” просто традиционно дружит с Сергеем Ивановичем Морозовым и очень этой дружбой дорожит.

Я про “харловский” позитив в первую очередь. Его-то добавить к имиджу «правдорубов» КПРФщикам никто не мешает…

Можно. Но нужно много денег – покупать ТВ и прессу. Очень много денег, чтобы создать такой имидж за несколько месяцев без стартовых позиций. Не думаю, что столько есть.

То есть неожиданностей не будет ни при каком раскладе?

Думаю, что если КПРФ удастся увеличить свой прежний рейтинг, то это будет уже большая неожиданность. Шансы на это небольшие, но все же есть, по моему мнению.
Но это не глобально, сам понимаешь.

Да, понимаю, переворота не ожидается. Что же, будем следить за событиями. Спасибо.

Оцените новость: