Яндекс.Метрика

Ульяновск. Коренной поворот

Симбирск, как известно, никогда не славился серьёзным уровнем развития промышленности. Впрочем, как и вся губерния. Достаточно сказать, что основными отраслями промышленности были суконная и винодельческая, а в городе крупнейшим предприятием считался чугунно-литейный завод купца Андреева, остатки которого до сих пор можно наблюдать на улице Кирова. С приходом на территорию края советской власти мало что изменилось – Симбирск, а с 1924 года – Ульяновск, всё так же отставал от соседей по уровню развития. Отставание ещё больше усугубилось после голодного 1921 года, когда практически все оставшиеся квалифицированные рабочие города просто уехали, спасаясь от голода. В итоге к рубежу 40-х годов уровень развития Ульяновска оставался почти тем же, что и до революции.

Хотя пропаганда тех лет и говорила о росте промышленного производства в городе в три раза и о работе на территории Ульяновска 250 ударных бригад, единственным серьёзным предприятием (кроме патронного завода) оставался всё тот же чугунно-литейный завод, переименованный в «Медалист», где выпускали в основном запчасти для тракторов. Количественный же рост объяснялся в первую очередь простым ростом населения города и увеличением производства на «володарке».

[singlepic id=1615 w=320 h=240 float=]

К 1940 году количество жителей Ульяновска впервые перевалило за стотысячную отметку. При этом условия для жизни оставались всё также аховыми – в городе недоставало энергетических мощностей, семьи рабочих жили в основном в коммуналках без удобств, практически все городские дороги были без твердого покрытия… Единственным примером масштабного жилищного строительства тех лет стали три «сталинки» на улице Льва Толстого – «володарские» дома и поселок того же патронного завода на левом берегу.

[singlepic id=1609 w=320 h=240 float=]

Ситуация стала меняться с началом новой пятилетки. В 1939 году было принято решение о начале строительства гидроузла, в связи с чем была подготовлена определенная база – организовано несколько строительных трестов в левобережной части. В те же годы началось возведение в Ульяновске трех крупных заводов – авиационного, станкостроительного и электротехнического. Их строительство позволило бы Ульяновску догнать по уровню развития промышленности ближайших соседей – Куйбышев и Казань и стать наконец-то промышленным городом. Для города это стало бы весьма значимой вехой – Ульяновск порвал бы с вековым имиджем «сонного городка». Увы, но начало войны перечеркнуло эти планы – строительство всех трех заводов остановилось на начальной стадии. Но Ульяновск все равно не «убежал» от своей судьбы и стал-таки крупным промышленным центром. Но уже исключительно благодаря войне.

[singlepic id=1610 w=320 h=240 float=]

Осенью 1941 года было принято решение об эвакуации ряда крупных промышленных предприятий. Ульяновску достался ЗИС. Под завод выбрали место, где находились бывшие таможенные склады – сейчас это территория Моторного завода. Специалисты, приехавшие на выбранную для завода площадку, были несколько шокированы – в городе на тот момент не было ни нормального отопления, ни теплоснабжения. Достаточно сказать, что на весь город был всего один дизель-генератор. Проблемы пришлось решать самостоятельно – для отопления приспосабливать списанные паровозы, а для электроснабжения восстанавливать временно одолженные у Наркомстроя генераторы. В итоге появился какой-то базис для запуска производства, в через несколько месяцев – и для строительства простейшего жилья полубарачного типа в районе станции Киндяковка.

[singlepic id=1615 w=320 h=240 float=]

Тем не менее, условия для производства автомобилей были чудовищными, и уже в 1943 году стало понятно, что завод так работать постоянно не может. Решено было создавать нормальную инфраструктуру и строить новый завод. Благо, для него уже была относительно подготовленная площадка на месте, где затевалось строительство авиационного завода. Там то и сосредоточилась основная деятельность в 1944-1946 годах.

[singlepic id=1611 w=320 h=240 float=]

Начали, естественно, с энергетики. В 1944 году началось строительство заводской ТЭЦ, ныне ТЭЦ 1, мощность которой рассчитывалась исходя не только из потребностей завода, но и из потребностей города. Без этого какое-либо развитие города, понятное дело, было невозможно. Для столь масштабного строительства потребовалось создание целого ряда вспомогательных производств – были открыты бетонный и кирпичный заводы, создан Стромайнский лесхоз, открыты несколько лесопилок. ТЭЦ в итоге построили и в конце 1946 года (на Новый год) она дала первый ток. К этому времени площадка нового завода уже начинала «обрастать» цехами.

[singlepic id=1618 w=320 h=240 float=]

Наконец-то город получил базу, которая могла бы позволить ему развиваться. Этот факт тут же вдохновил архитекторов. Головным институтом для создания нового генерального плана города стал ГИПРОГОР, специалисты которого подошли к задаче формализации развития города достаточно творчески, и заложили в генплане 1946 года «громадье идей». Удивительно, но к концу 50-х годов этот генплан в основных чертах был реализован даже несмотря на то, что в нём закладывалось увеличение площади города по сравнению с довоенным временем почти в два раза. Такого в истории города не было ни раньше, ни позже. По сути, новый генплан был прорывом в освоении городом новых территорий и стал ключевым для формирования современного облика города.

[singlepic id=1608 w=320 h=240 float=]

Строительство вели два созданных общестроительных треста, монтажные управления треста «Волгоэлектромонтаж», а также строительные подразделения автомобильного завода. Именно в эти годы были заложены УЗТС, «Контактор», «Автозапчасть», радиоламповый завод, достроен моторный, возведены новые административные здания… В 1954 году в городе пустили трамвай…

[singlepic id=1614 w=320 h=240 float=]

Двадцать лет форсированной индустриализации кардинально изменили город. Засвияжье стало первым районом города, заселенным по новому советскому типу – мещанско – промышленному. Причём заселенному выходцами из разных городов. Структура и «самоощущение» Ульяновска стали другими…

[nggallery id=81]

Оцените новость: