Всю зиму ульяновцы, пользующиеся общественным транспортом, мерзли на остановках в ожидании маршрутки, однако, особых мер по решению проблемы со стороны власти предпринято не было. Но, похоже, к весне и на нашей улице будет праздник, а кое-какие меры уже предприняты. Сегодня жители Левобережья должны были испытать эти срочные меры на себе. С 7 февраля запущен экспериментальный маршрут №14э (автобусы ПАЗ от ЦГБ до Центробанка) и укорочен маршрут №14 (газели идут по новой схеме – Сурова – ЦГБ – Центробанк/ранее до Автозаводской). Как на деле это помогло справиться с пассажиропотоком в час пик, мы решили выяснить, совершив поездку на одном из первых рейсов.
Испытывают самих же заволжцев?
Темнота, холод и заснеженная дорога, по которой казалось бы, и не «ступало» колесо общественного транспорта… Такой пейзаж уже третий месяц ежедневно видят ульяновцы, мерзнущие на остановках в ожидании маршрутки или автобуса. Подобная картина предстала и перед моими глазами на конечной остановке на ул. Сурова, что в Новом городе, где в 6-30 уже собрался народ в ожидании маршрутки. Неподалеку своей очереди выхода на линию уже дожидались три газели маршрута №14, в одну из них мне предстояло залезть, поэтому пришлось пробираться в самую толпу и брать машину «штурмом». И тут же со всех сторон посыпались фразы типа «слышь ты, куда лезешь». Что ж, ульяновцы здороваются друг с другом так, как должны это делать в культурной столице – но этим у нас никого не удивишь. Вот если бы в маршрутку вдруг выстроилась очередь, как в цивилизованных городах… Но до таких инноваций Ульяновску еще далеко.
[singlepic id=1591 w=320 h=240 float=]
Не успела я сесть, как водитель обратился к салону с вопросом: «Все до центра?». Оказалось, что до ЦГБ нужно лишь одной женщине, на что остальные пассажиры понимающе промолчали, тем не менее «обласкав» взглядом пассажирку, из-за которой придется сделать крюк. Но и это неудивительно – экскурсионных маршрутов у нас много, люди к ним привыкли, а водители часто не заезжают в район ЦГБ и иногда в час-пик даже целенаправленно не сажают людей «до Верхней». Для решения транспортной проблемы жителей Верхней и Нижней террас 14 автобус и было решено вернуть на дороги. Тем не менее, вопрос, почему в городе создаются дублирующие друг друга и неудобные для многих жителей маршруты, по-прежнему остается открытым. Конечно, этим должны заниматься специалисты, но любой ульяновец, которому ежедневно приходится преодолевать столько препятствий, чтобы хотя бы добраться до работы или дома, и тратить драгоценные минуты на заезды в ненужные районы, сделает это намного лучше.
[singlepic id=1581 w=320 h=240 float=]
Однако вернемся в маршрутку. Некоторые пассажиры оказались не в курсе, что 14-й маршрут газелей укорочен и довезет только до Центробанка – в накладе остались студенты УлГУ, ехавшие на учебу, и несколько человек, желающих доехать до Засвияжья без пересадки. Вообще же всю дорогу не покидало ощущение, что что-то во всем этом не так… Вроде хотели как лучше, маршрут оптимизировали, но, спрашивается, для кого?
[singlepic id=1586 w=320 h=240 float=]
Что касается Верхней Террасы, то особого ажиотажа я на остановках не наблюдала. Видимо, ПАЗики с 14-го маршрута хорошо справились со своей задачей. А вот на Нижней Террасе дело обстояло несколько хуже – автобусы, едущие из Нового города транзитом, были, как всегда, переполнены, из маршруток останавливались единицы. Ситуацию спасали 44-е маршрутки, но не те, которые едут из Нового города полные, а другие, возвращающиеся из центра и разворачивающиеся тут же, на Нижней, чтобы, посадив измученных «зареченцев», снова ехать в центр. 14-я маршрутка пронеслась мимо, не остановившись. Тем не менее, немного померзнув, люди все-таки уезжали, но опять же – либо в маршрутках было 1-2 свободных места, либо втискиваясь в переполненные 30 и 46 автобусы, следующие из Нового города. Тем временем, я, несмотря на то, что тепло оделась, начала мерзнуть – все-таки дорогая не близкая, да к тому же успела поморозиться на остановке.
[singlepic id=1584 w=320 h=240 float=]
Сегодня ситуацию более-менее удалось взять под контроль, на линию вышли обещанные ПАЗики. Но что будет завтра, через неделю? Люди снова будут мерзнуть на остановках, опаздывать на работу и учебу, простаивать в пробках? Принятые меры могут стать каплей в море, а дорога на работу будет снова занимать 2-3 часа. И это в небольшом провинциальном городе. Который год на остановках у нас одна и та же картина – толпы уставших после работы людей уныло смотрят на дорогу…
Обещаний по улучшению ситуации ульяновцы слышали много – то 10 автобусов закупили, то 50. И, если в час пик они еще появляются, то куда они исчезают после семи вечера и почему утром в них не залезть? А молодежь вообще диву дается, спрашивая родителей: как, раньше были только автобусы? А как вы ездили???
[singlepic id=1587 w=320 h=240 float=]
Из памяти людей еще не стерлись транспортные проблемы из-за гололеда, потом из-за снега (летом, наверное, асфальт мешать будет). Помню, как от ЦГБ люди после посещения больных родственников в самые холода вынуждены были стоять на остановке в надежде хотя бы на что-то. За полтора часа по дороге мимо больницы проехали 2-3 маршрутки, троллейбусы даже не останавливались, хотя ехали, кстати, пустые. Людям пришлось штурмовать такси, и это в городе со средней зарплатой 10 тысяч рублей. Люди штурмом брали такси! А таксисты, в свою очередь, завышали цены. Но тут уж без комментариев.
В сотый раз понаблюдав за тем, что происходит на остановках в час пик, я поняла, что «полумерами», подобными с ситуацией с 14-м маршрутом, ничего не исправить. Общественным транспортом нужно заниматься всерьез.
Что же делать?
За комментариями мы обратились к Андрею Елисееву, ведущему специалисту межрегиональной общественной организации «Город и транспорт», председателю городской общественной организации «Ульяновцы за трамвай»:
“Сегодня, когда у города нет надежды на частного коммерческого перевозчика, введение нового автобусного маршрута, связывающего Верхнюю и Нижнюю террасы с центром города, есть социально значимое и правильное решение. Надеюсь, что это будет маршрут, который будет работать не для галочки, а постоянным, наряду с 30 и 46 маршрутами автобуса. И сегодня нужно делать хоть один маршрут автобуса, который будет связывать два берега не только в часы пик, но и который будет работать в позднее время суток”. Относительно же общей ситуации с транспортом в городе, Андрей говорит, что полумерами тут не обойтись – нужно начинать с самого начала, с транспортной схемы и законодательной базы, а пока стоит радоваться и малому, хотя “то количество автобусов, которое выпускается на линию, и в том режиме в котором они работают на городских улицах, – это номинальное присутствие, т.е. просто для галочки.”
Юлия Узрютова
[nggallery id=79]