Яндекс.Метрика

Ленин – наш величайший земляк

21 января исполняется 87 лет со дня смерти нашего великого земляка – В.И. Ульянова-Ленина, который навсегда вошёл в историю как один из самых кардинальных в истории России реформаторов. Когда говорят о великих людях, отношение к которым неоднозначно, практически всегда употребляют типовую фразу «можно по-разному относиться к личности такого-то, но…». Несмотря на затасканность этой фразы, без неё никак не обойтись и при практически любых рассуждениях о личности Ленина. Поэтому начать придётся с банального. Итак, можно по-разному относиться к личности Ленина, но очень тяжело оспорить его огромную роль в истории нашей страны.

Ленин был одним из немногих людей, обладающих сразу двумя глобальными талантами – государственным мышлением и тем, что древние монголы называли «длинной волей» – умением воплощать свои идеи в реальность, невзирая на их масштаб. Сейчас, с высоты прошедших лет, можно смело утверждать, что именно Ленин был главным «двигателем» исторических перемен в России начала XX века.

Как же формировалась личность такого масштаба? Вряд ли можно дать ответ на этот вопрос, в котором был бы указан лишь один фактор. На самом деле факторов множество – начиная с воспитания, заканчивая окружением и исторической ситуацией. Попробуем выделить среди них те, которые прямо или косвенно связаны с нашим городом.

Воспитание

Ленин родился в обычной, на первый взгляд, мещанской семье. Говоря современным языком, семья Ульяновых была «средним классом». Отец – служащий, мать – домохозяйка. Но во второй половине 19 века именно в такую мещанскую среду переместились основные «думы о судьбах России». Обыватели впервые стали активными государственными мыслителями, переняв «эстафету» от дворянства, которое всё более и более погрязало в мелких хозяйственных и имущественных проблемах, которые в основном были вызваны отменой крепостного права. Изменилось многовековое историческое самоощущение дворянства как «надмирского» сословия, и реалии показали, что подавляющее большинство мелких представителей сословия в подобной ситуации демонстрировали типичное обывательское мышление. Проще говоря, лишенные волею истории «надмирских» (здесь слово «мир» следует воспринимать как синоним общины, крестьянской общности) привилегий, мелкие дворяне превращались в обычных обывателей, а их историческую роль как источника идей государственного уровня приняли на себя активные представители мещанства, которые ощутили свою государственную значимость. Некоторые современные исследователи даже находят в этой ситуации намёки на становление гражданского общества, но даже не углубляясь в такие дебри, можно смело сказать, что центр «народной» политической активности переместился именно в описанную прослойку общества.

В.И.Ульянову повезло родиться в нужное время в нужной среде, в результате с самого детства он оказался вовлечен в среду, где рассуждения государственного уровня считались за норму. С учётом «близкой к народу» должности И.Н.Ульянова, можно даже с большой долей вероятности утверждать, что свободолюбивые и смелые по тем временам рассуждения считались в семье даже поощрялись. Пример отца и старшего брата несомненно стал для Володи Ульянова заразительным, и с самого начала становление личности будущего революционера проходило под влиянием идей более высокого порядка, чем обычные мещанские заботы и чаянья. Кругозор мышления расширялся, что в совокупности с блистательным от природы умом Владимир Ильича (что подтверждается множеством неоспоримых свидетельств) привело к тому, что уже к юношеству В.И. Ленин мог спокойно оперировать сложными идеями и конструкциями, а широта его мышления разительно отличалась от среднестатистической. Очевидно, что с такими задатками судьба обычного провинциального мещанина Ленина не устраивала и он рано или поздно примкнул бы к одной из многочисленных тогда революционных групп, которые возникали из многочисленных выходцев из семей, подобных семье Ульяновых. Судьба распорядилась так, что это «примыкание» надолго не затянулось, и через год после окончания гимназии Ленин стал настоящим революционером.

Окружение

Считать, что Ленин мог бы родиться в любом месте России, а не обязательно в Симбирске, было бы серьёзной ошибкой. Конечно, зная накал революционной борьбы в конце XIX – начала XX века, можно утверждать, что деятель уровня Ленина рано или поздно всё равно бы появился, но, говоря о Ленине, волей-неволей приходится учитывать роль Симбирска.

Что представлял собой город в 70-90х годах XIX века? «Тихий дворянский городок», неформальную родину Обломова, «город-сад», где жизнь текла крайне неспешно, а вся атмосфера была пропитана духом умирающего дворянского гнезда. Симбирск по своей сути был городом-памятником, который никак не хотел принимать за данность неизбежные перемены. Монархия постепенно теряла масштаб, её институты мельчали, необходимость перемен становилась очевидна даже вовлеченной в существующее устройство элите, в воздухе явно назревали неизбежные перемены. Но Симбирск изо всех сил стремился держаться за старое, не желая менять привычное жизнеустройство. На этом фоне, как на лакмусовой бумажке, отчетливей чем где бы то ни было проявлялись все проблемы, стоявшие перед Россией. Этот «тренажёр пассионарности» показывал каждому, кто был способен мыслить соответствующими категориями, все существующие проблемы. Одним из таких людей, способных воспользоваться учебным пособием, стал и В.И.Ленин.

В будущем Ленин всегда с теплотой вспоминал родной город, хотя и никогда не уделял ему того внимания, которое мог бы уделять. Свою роль Симбирск уже сыграл, а особых сентиментальных чувств и ощущения «малой родины» у человека такого масштаба город вызывать просто не мог.

Стоит отметить, что несмотря на радикальность своих идей и методов, В.И.Ленин всегда оставался не просто отстраненным государственным деятелем, а настоящем выразителем того, что можно было бы назвать коллективным бессознательным, волей народа. Именно благодаря опоре на эти скрытые и неявные силы, Ленину удалось свершить то, что он свершил – сохранить Империю (хотя для этого пришлось пожертвовать монархией) и трансцендентные основы народного самосознания (хотя для этого пришлось отчасти пожертвовать религией). Если внимательно вдуматься в эти факты, то можно легко понять, что Ленин умудрился сделать практически невозможное – полностью сохранить основу, при этом «одев» изменения в кажущиеся радикальными формы. Это явный показатель такого масштаба личности, даже осмыслить который очень тяжело. И этот факт достоин уважения и гордости за то, что Ленин – наш земляк.

Итак, «можно по-разному относиться к личности Ленина….», но в день 87-летия со дня смерти вспомнить о нём стоит даже не из-за того, что нам повезло жить в городе, где родился деятель истинно мирового масштаба, человек, способный остановить Историю, но и из чисто практических соображений. Не случись Симбирску оказаться родиной Ленина, мы бы точно не жили бы сейчас в Ульяновске. И дело не только в названии. Вся вторая половина XX века у нас в городе прошла «под знаменем Ильича». Не будь Ленина, не было бы ни «Авиастара», ни Мемориала, ни гостиницы Венец, ни вообще современного облика города. Более того, иным было бы и восприятие города его жителями. Так что, звание «Родина Ленина» заслужило право на то, чтобы мы, жители Ульяновска, им гордились и не пытались забыть о временах, когда Ульяновск знал весь мир как родину одного из величайших исторических деятелей XX века.

Оцените новость: