Яндекс.Метрика

10 ключевых дат в истории Симбирска – Ульяновска

Какие события и, соответственно, даты повлияли на современный облик и состояние города? Мы подобрали десять дат, которые стали основополагающими для Симбирска-Ульяновска как с точки зрения экономики, так и с точки зрения формирования градостроительной политики.

1552 год1552 год – присоединение Иваном Грозным к России Казанского ханства. Событие сразу вызвало необходимость защиты новых восточных границ. Начинается строительство засечных линий и укрепленных крепостей – строятся Промзино Городище и Алатырь. Постепенно начинается хозяйственное освоение края и перевод людей на службу из других волостей. При продвижении “колонизаторов” к югу их внимание привлекает Синбирская гора как место, подходящее с фортификационной точки зрения для строительства крепости.

1708 год1708 год – упразднено управление засечной чертой, Симбирск присоединяется к Казанской губернии на правах провинциального города. К этому времени ветшает старый деревянный кремль и через несколько десятилетий (в 1776 году) его остатки по разрешению Симбирской провинциальной канцелярии разбираются. Так Симбирск превращался в типичный “тихий провинциальный городок”. Но, тем не менее, кремль сыграл важную роль в формировании облика города. Крепость “обрастала” посадом по радиальному принципу, то есть практически все улицы начинались у кремля и расходились по уголкам посада. Остатки такой планировки сохранились до сих пор и принимались во внимание при составлении всех генеральных планов развития города.

1864 год1864 год – грандиозный пожар в Симбирске, продолжавшийся девять дней. Пожар уничтожил две трети города, выгорели почти все деревянные строения, уничтожена большая часть архива. После пожара город представлял собой, по описаниям современников, страшное зрелище – по пепелищам ходили обожженные люди, ищущие родных и близких, раздавался постоянный плач и стоны… После пожара был принят генеральный план развития города, который в общих чертах исполнялся. В результате многие улицы были спрямлены и были введены нормы застройки. Кроме того, в качестве защиты от огня между деревянными домами стали строиться кирпичные стены. Такие стены, например, можно увидеть на улице Ленина.

1916 год1916 год – закончено строительство железнодорожного моста через Волгу. Долгожданный мост, получивший название Императорский, стал важной вехой в развитии города. Помимо увеличения грузопотока, именно мосту город оказался обязан развитию Заволжья. В этот же год вблизи сел Канава и Нижняя Часовня был заложен патронный завод – первое крупное промышленное предприятие в Симбирске. Именно благодаря заводу появился первый в городе рабочий район, а в дальнейшем была спасена от затопления Нижняя Терраса. Кроме того, запуск в строй моста послужил развитию будущего Железнодорожного района Ульяновска.

1941 год1941 год – эвакуация в Ульяновск части цехов московского автозавода. Это событие дало толчок к появлению в городе серьёзной промышленности и послужило поводом для создания нового района – Засвияжского. Именно автозаводу город обязан появлением ТЭЦ 1, моторного и авторемонтного заводов, заводов ЖБИ и КПД, а также развитию всей территории от Свияги до западной окраины города. Кроме того, именно автозавод послужил толчком к резкому росту населения города. Если в 1939 году в городе проживало всего 50 тысяч человек, то уже к 1950 только за счёт автозавода население выросло на 40 тысяч.

1955 год – начало заполнения Куйбышевского водохранилища. Затопление прямо или косвенно повлияло на большинство поволжских городов, не стал исключением и Ульяновск. Благодаря патронному заводу, городу удалось избежать затопления целых районов. Тем не менее, заволжские с/х слободки Канава, Королевка и Нижняя Часовня были переведены на места, где до этого были их поля. Так возникла Верхняя Терраса – район, который уже можно было относить к городскому типу заселения. Полностью изменилась и правобережная подгорная часть города, но для обычного мещанина главным стало даже не это, а кардинально изменившийся вид с Венца и исключение из ежегодной “культурной программы” поездок на острова и наблюдения за ледоходом.

1970 год1970 год – 100 летие со дня рождения В.И. Ленина. Дата, которая очень сильно изменила облик города. 2 сентября 1964 года ЦК КПСС и Совет Министров РСФСР приняли постановление “О развитии промышленности и городского хозяйства г.Ульяновска в 1964-1970 годах”. Этому постановлению город обязан кардинальному изменению облика исторического центра, строительству таких символов города как гостиница Венец и Ленинский Мемориал, масштабному благоустройству со сносом всей подгорной части города. В итоге центр Ульяновска к 1970 году стал неузнаваем – 100 летие Ленина повлияло на него больше, чем даже снос “сооружений религиозного толка” в тридцатых. Сердцем города теперь стали не улочки с деревянными домами, которые мало изменились с 19 века, а подавляющие своей величиной строения в духе соц. модерна.

1976 год – создание Ульяновского авиационно-промышленного комплекса им. Устинова. Одновременно с закладкой завода начались и работы по возведению жилого массива. Так на месте бывших полей заволжских слободчан появился Новый город. На сегодняшний день в районе проживает приблизительно треть всего населения Ульяновска.

1988 год – открытие в Ульяновске филиала МГУ. До развала СССР оставалось всего два года и можно уверенно сказать, что Ульяновску повезло. Достаточно быстро филиал МГУ стал самым престижным ульяновским учебным заведением, в котором все 90-е годы усиленно учились на менеджеров и экономистов многие известные ныне в городе люди. Изменение названия заведения на Ульяновский гос. университет мало повлияло на его статус. Зато университет стал проводить собственную градостроительную политику, на сегодняшний день кардинало изменив облик свияжской поймы в районе Тутей.

2009 год2009 год – открытие нового моста через Волгу. Событие, которого ждали без малого 30 лет, свершилось. Через Ульяновск пошли серьёзные транспортные потоки, но оценивать влияние нового моста на город ещё рано. Одно можно сказать точно -такого подъёма экономики, как после открытия Императорского моста в 1916 году, от моста Президентского (так назвали новый мост) не стоит. Да и старый мост от транспорта разгрузился недостаточно – горожане предпочитают именно его.

Оцените новость: