Работу с семьями логопед должен строить на следующих принципах:
- партнерство с родителями – логопед рассматривает родителей не как объект своего воздействия, а как равноправных партнеров в логопедической работе с ребенком. Благодаря этому принципу преодолевается дистанция и недоверие, которое часто возникает у родителей к специалистам, и наоборот – они стремятся поддержки, помощи логопеда, прислушиваются к нему, выполняют его советы;
- комплексный подход к организации коррекционно-педагогического процесса – в работе с семьями участвуют различные специалисты дошкольного учреждения: педагог-дефектолог, логопед, психолог, врач, воспитатели. Именно комплексный подход обеспечивает преодоление различных проблем, возникающих в семьях, и позволяет предоставить ребенку и его родителям разностороннюю помощь;
- единство диагностики и коррекции – логопед обследует ребенка, уточняет диагноз ПМПК, проводит коррекционную работу по исправлению недостатков речи, которая является составной индивидуальной программы развития ребенка;
- положительная характеристика ребенка – следует прежде всего концентрировать внимание родителей на положительных, сохранившихся качествах их ребенка, перспективных возможностях ее развития, только после этого говорить о недостатках и трудности. Это помогает поддержать веру родителей в развитии ребенка, побуждает их организовывать обучение и воспитание, игровую деятельность, формировать адекватные отношения с ребенком;
- учета состояния, мысли, опыта родителей – логопед при отборе содержания, форм и методов работы с семьями учитывает: здоровье родителей, их психологическое состояние; их энергию, моральные установки, опыт, отношение к проблемам ребенка; семейные отношения; умение членов семьи решать проблемы; социальные связи; принадлежность к определенному социальному классу.
- уважение к личности отца и матери – в отношениях с родителями должен доминировать уважение, учет их забот. Это проявляется в формах обращения к родителям, в высказывании просьб и советов, в доверительном тоне разговора, в недопустимости установок и нареканий в адрес родителей, в сохранении известных логопеду семейных тайн.
Дифференцированная работа, которая происходит далее с родителями будет эффективной при условии учета следующих показателей: состав семьи; социальный статус семьи; культурный и образовательный уровень родителей; положение ребенка в семье; взаимоотношения со специалистами дошкольного учреждения и родителями других детей группы; педагогическая компетентность родителей в воспитании ребенка с недостатками психофизического развития; готовность сотрудничать со специалистами дошкольного учебного заведения и непосредственная практическая участие в процессе коррекционной работы.
Учитывая неоднородность этих показателей, особенно по педагогической компетентности родителей и готовности к сотрудничеству, следует выделили следующие направления в работе с семьями:
- Привлечение родителей к коррекционно-воспитательного процесса: убеждение родителей, что их ребенок нуждается в специальной помощи, дополнительного внимания, особого подхода; формирование убеждений, только с помощью семьи ребенок сможет преодолеть трудности в психофизическом развитии.
- Формирование удовольствие родителей процессом развития ребенка: показ достижений в развитии ребенка (даже минимальных).
- Раскрытие перед родителями творческих подходов к обучению и воспитанию ребенка: формирование определенных дефектологическую знаний и умений; обучение родителей коррекционным приемам работы с ребенком дома.
Формы и содержание работы с родителями определялись дифференцированно в зависимости от степени их готовности к сотрудничеству. Следует отметить, что сотрудничество логопеда с семьями является составной частью общей системы работы детского сада.
Индивидуальное консультирование приобретает очень большое значение для работы с родителями, поскольку позволяет реализовать дифференцированный подход. Индивидуальные консультации проводятся по приглашению логопеда или по просьбе родителей один раз в неделю в определенный день. В этот день логопед должен работать во вторую половину дня. Логопед должен консультировать родителей по следующим вопросам:
- в начале года сообщает о результатах логопедического обследования, об особенностях речевого развития каждого ребенка, подчеркивая сильные и слабые стороны;
- показывает приемы работы с ребенком: учит правильно выполнять артикуляционную и пальчиковую гимнастику, закреплять поставленные звуки;
- подчеркивает успехи и трудности ребенка, показывает, на что нужно обратить внимание на дому;
- информирует родителей о различных аспектах развития и воспитания ребенка.
Одной из задач индивидуального консультирования является обучение родителей способам выполнения вместе с ребенком домашних заданий, поскольку никакая тщательная работа детского сада с детьми, имеющими различные нарушения речи, не будет эффективной, если в ней не будут участвовать члены семьи.
Большое значение приобретают и групповые формы работы с родителями.