Если кто-то считает, что малый бизнес неинтересен отечественным банкам, он ошибается. Попробуйте, например, зарегистрироваться в качестве физического лица – предпринимателя, и вы увидите, будто по чьему-то сигналу от большого количества банков к вам начнут поступать различные предложения по обслуживанию, кредитованию, карточного сервиса и тому подобное. И это еще до того, как вы получите подтверждение своего официального статуса новоиспеченного предпринимателя! Вам будут поступать письма с условиями обслуживания. Менеджеры профильных департаментов будут звонить, рассказывать о новых продуктах, акциях, специальных предложениях и предлагать назначить встречу для заключения договора и открытия счета ФЛП. Вы почувствуете себя крайне нужным и интересным клиентом. Это о многом говорит! И прежде всего о том, насколько банковские учреждения заинтересованы в сегменте малого и среднего бизнеса и насколько жесткая конкуренция существует на этом рынке.
Ведь именно малые и средние предприятия обычно составляют основу стабильных и развитых экономик. МСБ – динамичный и быстрорастущий сегмент отечественной экономики. К тому же, в отличие от крупных корпораций, МСБ гибкий и лучше приспособлен к работе в условиях экономической, политической или финансовой нестабильности.
Отношения финансового сектора и МСБ нельзя назвать безоблачными. Банкам часто упрекают нежелание кредитовать бизнес и снижать стоимость кредитов для предпринимателей. Банки, в свою очередь, часто жалуются на незащищенность прав кредиторов, отсутствие в МСБ ликвидного залога и вообще непрозрачное ведение бизнеса в России.
Отдельный вопрос – как подобрать банк для бизнеса. За последние год-два многие банки начали просто таки “гонку вооружений”, один за другим представляя digital-платформы обслуживания бизнеса. Если вчера интернет-платформы и мобильные приложения были доступны только физическим лицам, то сейчас возникает все больше онлайн-сервисов для бизнеса, прежде всего микро-, малого и среднего. Причем банки не ограничиваются исключительно обслуживанием счета и предоставлением кредитов. Они готовы предлагать множество дополнительных услуг, включая помощь в ведении бухгалтерии, уплате налогов, приеме и осуществлении платежей и тому подобное.
выбор клиентов
Важно то, что аудитория бизнес, собственно, и состоит из тех, кто являются непосредственными потребителями банковских услуг, – предпринимателей, экспертов, финансистов, менеджмента малого, среднего и крупного бизнеса. Итак, главная оценку банковскому сектору в сфере обслуживания МСБ дала деловое сообщество страны.
выдающиеся персоны
Нельзя пренебрегать и той ролью отдельных личностей, которые развивают направление работы с МСБ в своих банках. Ведь без их опыта, знаний, новых идей и ежедневной работе мы не увидели бы такого количества новаций в сфере банковского обслуживания МСБ. Часто упорство этих людей, их понимание потребностей и проблем предпринимателей, помогает творить историю банковского сектора России. Именно они во многом определяют рыночную политику своих финансовых учреждений и ведут свои команды к цели.