Яндекс.Метрика

Почему бизнесу стоит присоединиться к формированию новой экспортной стратегии?


В 2021 году заканчивается действие первой экспортной стратегии. Одной из основной новостью Украины есть – станет ли новая Экспортная стратегия поддержкой в ​​выходе из кризиса для экспортоориентированных компаний?

Результаты недавнего опроса бизнеса о влиянии пандемии Covid-19 показали, что почти 80% представителей малого и среднего бизнеса понесли в 2020 году потери и сокращения.

При этом опрос также продемонстрировало, что наиболее гибкими до кризиса является экспортно предприятия.

Недавно Министерство развития экономики торговли и сельского хозяйства запустило опрос бизнеса по обновлению Экспортной стратегии Украины, которое должно заложить направления развития международной торговли Украины и поддержки экспортоориентированных предприятий на следующие 5 лет.

Среди вопросов, которые ставит опросник, – перечень наиболее действенных и нужных инструментов продвижения экспорта, необходимость изменения в выборе приоритетных рынков и секторов, показатели эффективности будущей Стратегии, а также оценка работы имеющихся институтов по поддержке экспорта.

Какой будет государственная политика в этой сфере, и какие инструменты поддержки экспорта будут функционировать, зависит, в том числе, и от активности бизнеса и бизнес-объединений, которые смогут заявить об этих потребностях.

Как известно, текущая Экспортная стратегия , которая стала первым стратегическим государственным документом в сфере развития международной торговли, действует до конца 2021 года.

Одним из результатов действия этой Стратегии стало создание институтов по поддержке экспорта Офиса по продвижению экспорта Украины и Экспортно-кредитного агентства , а также усиления работы Совета экспортеров и инвесторов при МИД , которыми была разработана и внедрена ряд инструментов по продвижению экспорта.

Впервые за государственные средства были проведены торговые миссии и профинансированы коллективные стенды украинского бизнеса на международных выставках (однако эти меры были профинансированы государством только в 2019 году).

Для продвижения Украины на внешних рынках был создан Экспортный бренд Украины , которым безвозмездно могут пользоваться как организаторы коллективных стендов, так и индивидуально украинские предприниматели.

Среди межгосударственных успехов – введение в действие соглашений о свободной торговле с Великобританией и Израилем; присоединение Украины к Региональной конвенции о пан-евро-средиземноморские преференциальные правила происхождения.

Для повышения экспортных навыков и знаний была реализована целый ряд образовательных программ, таких как: Export R | Evolution, Экспортная академия, Train the Trainers, участие в которых приняло около 2500 специалистов украинских компаний, которые работают над выходом на внешние рынки.

Большая работа также была проведена в сфере информирования экспортеров о внешних рынках и налаживанию экспортной деятельности.

Так, в 2020 году была запущена Единственный экспортный веб-портал, как своеобразное единое информационное окно как для начинающих, так и уже опытных экспортеров.

Стоит отметить, что большинство образовательных программ было реализовано благодаря поддержке международных доноров.

В сфере поддержки инноваций, которая также стала частью экспортной стратегии, была создан Украинская фонд стартапов и утвержден Стратегию развития сферы инновационной деятельности на период до 2030 года.

Однако целый ряд мероприятий так и не была реализована, в частности в направлении стимулирования предпринимательской деятельности, совершенствовании системы образования, повышение инновационного потенциала предприятий (в том числе на региональном уровне).

Кроме того, также не были утверждены и реализованы секторальные и кросс-секторальные экспортные стратегии, которые имели целью детализировать Экспортная стратегия и ввести конкретные инструменты поддержки приоритетных секторов.

На сайте myc.news можно ознакомиться с некоторыми проэктам материалов по этим стратегий. В 2019 году была утверждена лишь Стратегия развития экспорта сельскохозяйственной и пищевой продукции , однако процесс ее реализации был фактически приостановлен из-за ликвидации основного исполнителя – Минагрополитики.

И самое важное – практической реализации не получила главная цель Стратегии – переход Украины к экспорту наукоемкой инновационной продукции для устойчивого развития и успешного выхода на мировые рынки.

К концу 2021 было запланировано, что доля экспорта товаров и в производстве технологий высокого и среднего уровня в общем объеме экспорта товаров достигнет 27%.

По состоянию на 2020 год эта доля составляет лишь 16,4%. Экспорт также рос медленнее, чем предполагалось, а в кризисный 2020 – сократился .

В основном, причиной этого стало отсутствие государственного финансирования на реализацию экспортной стратегии в целом, государственные средства были выделены только на образование новых государственных институтов по поддержке экспорта.

Состоялся процесс становления этих институтов, однако выделенного бюджета было недостаточно для покрытия услугами большого количества экспортеров, а тем более – осуществление ожидаемого прорыва.

В общем, мониторинг реализации экспортной стратегии говорит о том, что около половины запланированных мероприятий находятся в процессе реализации, либо не до сих пор не реализованы.

Предсказуемо, что новая Экспортная стратегия должна соответствовать векторам уже принятой Экономической стратегии до 2030. Торговая часть этой стратегии определяет ряд амбициозных стратегических индикаторов:

– достижения общего объема экспорта в размере не менее 150 млрд долларов США к 2030 году (в 2020 году этот показатель был на уровне 59 млрд долларов США);
– доля экспорта товаров и в производстве технологий высокого и средне высокого уровня в общем объеме экспорта товаров – 30%;
– повышение доли малого и среднего бизнеса в экспорте – до 40%.

Без стимулирования инноваций и производства продукции с добавленной стоимостью, финансирование инструментов поддержки экспортоориентированного бизнеса внутри страны и мощного продвижения украинского бизнеса за рубежом, а также запроса на такие инструменты от бизнеса, этих амбициозных целей достичь будет непросто.

Процесс разработки новой экспортной стратегии только начинается и опросы бизнеса по ее приоритетов является первым этапом этого процесса. Новая Экспортная стратегия может стать инструментом поддержки выхода из постковидного кризиса для экспортно предприятий. Станет – зависит в том числе и от активности бизнеса. Поэтому присоединяйтесь!

Оцените новость: