Одним из наиболее перспективных путей реализации концепции рационального и эффективного использования бюджетных средств является широкое внедрение в сферу закупок товаров, работ и услуг для государственных нужд единой структурированной системы, основанной на принципах конкуренции, прозрачности, недискриминации и децентрализации. По мере роста объема и стоимости государственных закупок, возросло их значение и для обеспечения занятости, и для национальной экономики в целом. В большинстве стран законодательство по закупкам на ранних стадиях разрабатывалось для защиты отечественной экономики. В то же время конкуренция между национальными компаниями за государственные заказы увеличивалась теми же темпами, что и государственные расходы на товары и услуги. Законодательство по закупкам на ранней стадии признавало право национальных поставщиков на равное отношение и получения равного доступа к государственным контрактам. В результате, стандартный способ закупки предусматривал публикацию объявления о запланированных закупках, чтобы привлечь к участию в торгах (как правило, в форме аукциона) все компании, заинтересованные в получении государственного контракта.
Изменение функций государства в сложных условиях развития новой экономической системы в той или иной степени затрагивает все отрасли государственного участия в экономике. Государством осуществляются все закупки, которые проводятся в Ульяновске и области, реализация которых связана со значительными материальными затратами и сопровождается обязательными расходами на приобретение определенных видов товаров, работ и услуг. Одним из последствий функционирования рыночного механизма является недопроизводство общественных благ, то есть тех товаров, работ и услуг, производство и реализация которых не влечет за собой извлечение прибыли, но при этом сохраняется высокое социальное значение, например, услуги в социальной сфере. В этом случае государство выступает их непосредственным поставщиком. В качестве примера можно привести научно-исследовательские работы, выполнение которых может оказаться нерентабельным для частного сектора, но при этом имеет высокое социальное и научное значение. Таким образом, необходимость размещать заказы на товары, работы и услуги для нужд министерств, ведомств и других государственных заказчиков в рамках обеспечения собственных функций носит насущный характер.
В условиях новой экономической системы механизм осуществления государственных закупок важно также рассматривать как инструмент, позволяющий государству осуществлять надлежащим образом свои функции, параллельно влияя на экономические отношения и создавая благоприятные условия для развития определенных отраслей экономики. Вместе с тем, социальная и экономическая составляющая механизма государственных закупок носит хоть и значительный, но не определяющий характер, тогда как обеспечение функционирования государства имеет приоритетное значение.
Государство, как правило, не только финансирует, но и организует производство отдельных групп товаров и услуг. При этом задачи, поставленные перед государством в ходе распределения общественных средств заключаются в следующем: приобретение материальных благ и услуг, предоставление которых осуществляется государством в силу исторических и национальных традиций; приобретение материальных благ и услуг, направленных на укрепление безопасности и обороноспособности; организация эффективной социальной политики в области здравоохранения, образования, социального обслуживания населения.
Государственные расходы, кроме организации функционирования государственных ведомств, учреждений, а также субсидирования и различных компенсаций, направленные на реализацию некоторых общественно важных функций идут на закупку определенных социально важных благ, например, научные исследования, здравоохранение.
Таким образом, сущность государственных закупок – это определенная, регламентированная законодательством деятельность государства по приобретению товаров, работ и услуг с наибольшей эффективностью и наименьшими затратами с целью обеспечения деятельности государства, а также с целью влияния на развитие отраслей экономики и укрепление социальной политики. В связи с этим, экономическая сущность механизма государственных закупок, заключается в аккумулировании государством общественных средств и их перераспределение с целью обеспечения функционирования государства и удовлетворения потребностей общества. Иными словами, экономическая сущность механизма государственных закупок заключается в перераспределении денежных средств в форме наделения общества определенными социальными (материальными) благами.
– финансирование общественных потребностей в некоторых видах товаров, работ, услуг производится за счет общественных средств, где государство выступает в качестве посредника между потребителем и производителем материальных благ;
– государственный заказ не направлено на получение материальных выгод и увеличение доходной части бюджета – реализация (распределение) товаров, работ, услуг для государственных нужд направлена на удовлетворение общественных потребностей и осуществления функций;
– повышение расходов государства на государственный заказ опосредованно приводит к закреплению за государством статуса полноценного участника экономических отношений. Государство выступает в качестве контрагента частного сектора, надежного рынка сбыта для организаций, учреждений, представляющих значительное число различных секторов национальной экономики