В условиях построения гражданского общества в России возникает необходимость постоянно вносить изменения и совершенствовать процесс государственного управления во всех сферах нашей жизни, без исключения и в сфере организации принудительного исполнения решений судов. Одним из путей совершенствования деятельности органов государственной исполнительной службы является изучение положительного опыта других государств в этой сфере и по возможности внедрения его лучших образцов в нашем государстве. В связи с этим, целесообразно рассмотреть опыт принудительного исполнения решений за рубежом и источников формирования основных существующих систем права, с целью дальнейшей имплементации в отечественное законодательство.
Развитая система исполнения судебных решений, в которой судебные исполнители – это частные лица, осуществляющие полномочия по принудительному исполнению решений судов по лицензии. Сейчас их правовой статус сочетает в себе признаки государственного служащего и частного предпринимателя. Судебный исполнитель должен быть юристом с высшим образованием, пройти двухлетнюю стажировку в конторе судебного исполнителя, практикующий, и сдать государственные экзамены. После этого прокуратура соответствующего территориального округа и департаментского (региональная) палата готовят заключение о пригодности претендента к занятию должности судебного исполнителя.
Судебный исполнитель вправе, осуществляя свои полномочия, действовать единолично или вступить в объединение судебных исполнителей. Поскольку судебный исполнитель несет персональную ответственность за доставленные им убытки, сообщество судебных исполнителей страхует собственные риски, а страховые премии распределяются внутри сообщества исполнителей. При осуществлении полномочий по принудительному исполнению решений судебный исполнитель
действует от имени государства и является должностным лицом, которая вправе применять меры государственного принуждения.
Судебный исполнитель, которого можно увидеть на https://pristavsud.ru/category/ufssp-rossii-po-ulyanovskoy-oblasti/ вправе не только выполнять решения судов, но и официально вручать судебные и внесудебных документы по месту жительства заинтересованных лиц, составлять протоколы по различным вопросам судопроизводства, предоставлять юридические консультации и тому подобное.
Исполнительные документы разделены на три основные группы:
1) приговоры суда и другие судебные акты, по закону имеют безусловную исполнительную силу;
2) ценные бумаги и другие акты, которым законом предоставлено силу судебных актов;
3) юридические акты по денежным обязательствам, полученные нотариусами и другими государственными служащими, уполномоченными получать такие акты.
Принудительному исполнению предшествует объявление исполнительного документа и сообщения (предписание по выполнению обязательства в срок 10 дней). Сообщение теряет свою силу, если принудительное исполнение решения не начато в течение 90 дней с момента его объявления. Основным средством принудительного исполнения решения является принудительное отчуждение имущества должника, производится под руководством исполнительного судьи. Исполнительный судья назначается председателем суда по представлению секретаря по делу течение двух дней после формирования дела. Если судья считает необходимым заслушать стороны и других заинтересованных лиц, а также в случаях, предусмотренных законом, судья назначает слушание, на которое должен появиться кредитор, что внес ходатайство об описи имущества, а также должник и другие лица. Опись имущества производится в форме предписания судебного исполнителя должнику с требованием воздержаться от любых действий, направленных на отчуждение имущества и доходов от пользования этим имуществом.