Яндекс.Метрика

Специфика дистанционного психологического консультирования в сети Интернет


В мире более 2-х миллиардов человек являются пользователями Интернет и их количество постоянно увеличивается, ежегодно прирост составляет до двадцати процентов абонентов. Россия в этом сегменте принадлежит к странам, где Интернет-технологии стремительно осваиваются и развиваются.

Сегодня мы наблюдаем, как большинство сфер человеческой жизнь получили собственное представительство в глобальной сети или образовали отдельную форму человеческих потребностей, без чего уже трудно представить наше существование.
Прежде чем начать освещение основного материала обозначенной темы, рассмотрим «классическое» определение психологического консультирования.

Интернет-консультирования, как правило, осуществляется в пределах клиент-центрированной парадигмы, основанной К. Роджерсом. Исходными принципами этого подхода являются:

а) вера в наличие у каждого человека конструктивного стремление к полной реализации имеющегося потенциала;
б) предоставление клиентам возможности и свободы учиться;
в) безусловное положительное отношение к клиенту, его целей и ценностей;
г) признание за клиентом права на самостоятельные решения.

Таким образом, психологическая консультация, по нашему мнению, имеет три проблемные стороны:

1. Активность клиента относительно решения собственных проблем путем внутренних психологических
изменений.
2. Деятельность консультанта по выявлению значимых жизненных затруднений и уменьшение психического напряжения клиента.
3. Изменения в душевной жизни человека, его отношениях, самооценке, ощущениях, самоотношении, открытие новых возможностей и перспектив.

В этом случае лучше всего обратиться к онлайн психологу, ведь он имеет ряд особенностей по сравнению с другими видами психологической практики, в частности, психотерапией и психокоррекции, которые также широко представлены в Интернет-пространстве:

1. Психологическое консультирование предусматривает сравнительно кратковременный период и эпизодический характер личных контактов психолога и клиента, в случае онлайн-встречи создает ряд преимуществ и удобств, и не формирует у клиента впечатление половинчатости работы.

2. В отличие от психотерапии в психологическом консультировании клиент должен быть не менее активным чем консультант; в условиях интерактивной формы работы в сети довольно трудно поддерживать активность клиента, особенно тогда, когда сам клиент лишен влияния на процесс.
3. В психотерапии личность психолога является неотъемлемой составляющей личностных изменений клиента, тогда как психолог-консультант может не быть непосредственно присутствовать в момент принятия клиентом жизненно важных решений, в случае дистанционной формы работы весьма удобно.
4. В отличие от психокоррекции или тренинговых форм работы, в которых психодиагностике отводится значительное время и место, психологическое консультирование использует результатам непосредственного наблюдения (анализ и обобщение данных непосредственно полученных от клиента).
5. Консультант не несет ответственность за реализацию намеченных клиентом в процессе консультирования решений, следовательно, потребности в осуществлении контроля не возникает, что является объективным плюсом для Интернет-консультирования.

Опыт психологов Интернет-консультантов свидетельствует, что основными направлениями их работы являются:

а) помощь в поиске клиентом самого себя (экзистенциальные проблемы),
б) работа с несложными кризисными состояниями человека,
в) помощь в решении конфликтных ситуаций в семье и коллективе.

Формы работы Интернет-консультантов могут быть такими: онлайн-консультации (работа в режиме реального времени) и оффлайн-консультирование (консультационное переписку с возможностью отложенной во времени ответа). Зато каждая из этих форм может успешно реализовываться как в индивидуальном, так и групповом консультировании.

Оцените новость: