В чем суть современного маркетинга?
Без знания рынка довольно сложно, вернее сказать, невозможно вести бизнес.
Это общеизвестная истина, однако, большинство средних и небольших компаний пренебрегают исследованиями рынка – отчасти из-за их дороговизны, отчасти из-за неверного убеждения, что работая на рынке достаточно долго, обязательно узнаешь и клиента, и конкурентов.
Если бы последнее соответствовало истине, крупные компании вряд ли бы тратили многомиллионные бюджеты на получение точной количественной и качественной информации о потребителе, конкурентах и о рынке в целом.
При выходе на рынок, освоении компанией новых регионов, новых продуктов маркетинговые исследования становятся абсолютно необходимыми для правильного бизнес-планирования и организации процессов (набор персонала в регионах, взаимодействие с дистрибьюторами и т. д.).
Компании, которые специализируются в области маркетинговых исследований, предлагают множество услуг. Одной из популярных является услуга “Тайный покупатель”, подробнее на сайте Ctrlservice.ru/services/control-mystery-shopper. Помимо разовых исследований, они предлагают услуги сбора данных о рынке и конкурентах на постоянной основе. Это особенно актуально для компаний, не имеющих представительств в регионах, либо доступа к отдельным информационным ресурсам.
Теперь рассмотрим основной состав предоставляемых услуг компаниями-исследователями. Анализ рынка в целом:
- Объем рынка (в деньгах и единицах товара), емкость рынка.
- Динамика, стадия развития рынка.
- Структура рынка (доли крупнейших игроков на рынке).
- Анализ конкурентной среды.
- Ценовой анализ (цены конкурентов, соответствие цены ожиданиям потребителей, доля целевой аудитории, отказывающейся от покупки по причине высокой цены / сомневающейся в качестве товара при низкой цене относительно конкурентов).
- Затраты конкурентов на рекламу.
- Рекламные кампании конкурентов.
- Изучение потребителя.
- Сегментирование: выбор ядра целевой аудитории (демографические, психологические и поведенческие характеристики основной группы потенциальных покупателей), выбор дополнительных сегментов, определение географии бренда.
- Оценка предполагаемого спроса и прогнозирование продаж.
- Исследование процесса принятия решения о покупке потребителями – от каналов первичного получения информации до вторичной покупки.
- Исследование позиционирования продукта – определение, как покупатели видят Ваш продукт в сравнении с продуктами конкурентов.
- Тестирование продукта, упаковки товара среди целевой аудитории.
- Тестирование рекламы: понимание целевой аудиторией рекламного сообщения, запоминаемость рекламы и достижение рекламой целевой аудитории.
Методы:
- Фокус-группы;
- Опросы (телефонные, онлайн, face-to-face);
- «Таинственный покупатель» («mystery shopping»).