Яндекс.Метрика

Зарядные устройства для лодочного аккумулятора

Многие жители нашей страны, проживающие на берегах водоемов, имеют свои лодки или мини-яхты.

Многие жители нашей страны, проживающие на берегах водоемов, имеют свои лодки или мини-яхты. Подавляющее большинство из них моторизированы, а значит имеют аккумулятор. В отличие от автомобильного, лодочная батарея используется намного активнее, и разряжается гораздо чаще. Чтобы не остаться без энергии посреди реки, нужно периодически заряжать аккумулятор. Для лодочной батареи есть свои особенности зарядки. Рассмотрим подробнее зарядные устройства для лодочного аккумулятора, и чем они отличаются от автомобильных.

Потребители электричества на лодках

Чтобы понять разницу между энергопотреблением машины и маломерного моторного судна, нужно сначала разобраться, какие электроприборы используются на этих транспортных средствах. На машине аккумулятор в основном применяется для запуска двигателя. После этого в дело вступает генератор, который одновременно заряжает батарею и берет на себя нагрузку всех потребителей: фары, аудиосистема, навигационная система и видеорегистратор. В некоторых случаях автовладелец дополнительно ставит на зарядку телефон.

У лодок все иначе. Так как мощность и размеры двигателя меньше, то энергии на его запуск нужно меньше. Но и генерирует он меньше мощности, поэтому зарядка идет намного медленнее. При этом потребителей больше:

  • Свет. Это могут быть как габаритные огни судна, так и внутреннее освещение, или лампа-фара.
  • Навигационная система.
  • Эхолот.
  • Радиосистема.
  • Мультимедиа – музыка, телевизор и т.д.
  • ЗУ для носимой электроники.
  • Мини-холодильник.

Все это потребляет колоссальное количество энергии, поэтому стандартный аккумулятор, который ставится на большинство автомобилей, не сможет долго питать все это многообразие. Особенно, если лодка стоит на месте, и двигатель заглушен. Поэтому приходится использовать несколько больших аккумуляторов.

В последнее время владельцы все чаще отказываются от кислотных батарей в пользу LiFePO4 (литиево-ионных) аккумуляторов. Они лучше держат заряд, легче выходят из глубокого разряда. Их можно держать в полу заряженном состоянии, и они более устойчивы к качке, так как в них отсутствует переливающийся электролит. Но такие нововведения создают новые трудности, так как для зарядки таких батарей нужны особые условия.

age-catalog-products-2017-10-221728-Smart-IP22-900x900

1 ЗУ для лодочного аккумулятора

Проблемы в зарядке лодочных аккумуляторов

Чтобы покрыть высокое электропотребление, на маломерные моторные суда ставят аккумуляторы с большой емкостью. Иногда даже собирают системы из нескольких батарей. Стандартное зарядное устройство может дать лишь 5 ампер, которых хватит чтобы зарядить простой автомобильный аккумулятор, напряжением 12 вольт и емкостью 60 Ач. Но этого недостаточно, чтобы заряжать несколько таких батарей одновременно. Можно просто повысить выходной ток, но тогда зарядное устройство будет постоянно перегреваться, что может привести к возгоранию.

Выход один – использование интеллектуальных зарядников. Они смогут контролировать выходной ток и напряжение в зависимости от температуры, и уменьшать выходную мощность, если нагрев будет близок к критическому. Кроме того, такие устройства смогут отслеживать каждую банку в батарее, и, если там будут неполадки, владелец моментально будет оповещен.

Минимальная сила тока, с которой работают такие зарядные устройства – 16 ампер. Этого достаточно, чтобы зарядить стандартную лодочную батарею. Если нужно больше – есть другие модели, но и стоят они дороже.

Важно: как правило интеллектуальные зарядные устройства могут заряжать и литий-ионные аккумуляторы.

Характеристики зарядных устройств для лодочного аккумулятора

Выходные токи и напряжения

При выборе зарядного устройства нужно обращать внимание на две вещи: максимальное выходное напряжение и максимальный выходной ток. Подбирать модель нужно исходя из имеющейся, или планируемой конфигурации батареи. Если в дальнейшем планируется увеличение ячеек, лучше взять про запас.

Минимальное напряжение, с которыми работают зарядные устройства – 12 вольт. Это стандартное напряжение любого автомобильного и лодочного аккумулятора. Также можно выбрать модель, которая способна заряжать 24-вольтовые батареи.

age-catalog-products-2017-10-221720-CCH024060000-300dpi-900x900

2 Victron Energy Centaur Charger 24/60 (3)

С силой тока разброс больше. Самая младшая модель может выдать 16 ампер, которых будет достаточно для зарядки небольших лодочных батарей. Если же на судне установлено несколько аккумуляторов, то есть смысл задуматься о более продвинутых версиях: до 60 ампер.

Важно: любое зарядное устройство для лодочных батарей сможет зарядить и автомобильный аккумулятор. Микропроцессор сам определит максимальный ток, который может принять батарея, и при зарядке не будет его превышать.

Другие особенности

Владельцам Li-ion аккумуляторов при выборе нужно уточнять, чтобы зарядное устройство поддерживало зарядку таких батарей. Обычно устройство, когда к нему подключают литий-ион, просто производит зарядку без дополнительных функций, таких как хранение и восстановление.

Если прибор будет работать в сыром помещении, стоит позаботится о влагозащите по стандарту IP67. Это значит, что корпус устройства будет герметичным и не пропустит воду и пыль внутрь. Для дополнительной защиты электронная начинка заливается эпоксидной смолой (только на моделях, у которых возможно дистанционное управление).

age-catalog-vint_imag-Victron-Charger-Blue-Smart-IP67-Charger-Waterproof-900x900

3 ЗУ с влагозащитой по стандарту IP67

По способу управления зарядки делятся на два вида: ручные (с помощью кнопок на корпусе) и дистанционные. В последних используется модуль Bluetooth. С помощью смартфона и фирменного приложения пользователь может подключиться к зарядному устройству и отследить все параметры: выходной ток, напряжение и мощность, стадия заряда, история использования. Кроме того, можно поменять режим зарядки, а также обновить ПО прибора.

Так как лодочные зарядные устройства работают с повышенным напряжением, им необходимо эффективное отведение тепла. В менее защищенных моделях установлены кулеры, которые выгоняют теплый воздух из вентиляционных отверстий корпуса. В более защищенных присутствуют массивные радиаторы пассивного охлаждения. Кроме того, все модели имеют программную защиту от перегрева: при нагреве устройства до критической температуры, выходная мощность снижается.

Особую роль играет низкое электропотребление. Так как заряжаться нужно перед каждым выходом на воду, то для экономии денег нужно использовать устройства с высоким КПД и низким электропотреблением.

На более дорогих моделях можно подключиит одновременно до трех аккумуляторов, и отслеживать ток и напряжение на них с помощью дисплеев на корпусе.

Как правило зарядка производится в несколько этапов:

  • Наполнение до 80%. Зарядка отправляет на аккумулятор максимально возможный ток, постепенно наращивая напряжение. При достижении напряжения поглощения, переходит на следующую стадию.
  • Наполнение до 100%. Эта стадия длится чуть дольше. Теперь фиксируется напряжение, а ток снижается.
  • Подзарядка – небольшое напряжение и ток.
  • Хранение – чередование стадии подзарядки и наполнения до 100% примерно раз в день, чтобы уменьшить коррозию пластин.

Важно: при зарядке Li-ion батарей ЗУ использует только первые три режима.

По материалам с сайта – https://victronenergy.store/

Оцените новость: