Начались продажи билетов на очередную так называемую IT-конференцию «Стачка». На этот раз она позиционируется как конференция про будущее. Обещают более 5000 гостей, международный статус и прочее. Скоро, наверняка, начнутся и гордые речи организаторов и власти про то, что «Стачка» – это вообще одна из крупнейших IT-конференций в России, а Ульяновск — очередная кремневая долина. Но, если подумать, гордиться тут нечем, скорее наоборот. Эти факты прямо показывают лишь одно — пропитывающую всё безысходность, в атмосфере которой вынуждена существовать наша молодежь. Ту безысходность, с которой уже несколько десятилетий не может справиться региональная власть.
Парадные цифры — это прямые индикаторы беспомощности власти и полного отсутствия перспектив.
Наше поколение, из которого и вышло ядро так называемого «IT-сообщества», хорошо помнит конец 90-х — начало нулевых. То время, когда мы заканчивали ПТУ, «технари», институты, оголтело переименованные в университеты… Вступали во взрослую жизнь. И она сразу нас жестко била: заводы и фабрики стояли, работы не было, перспектив никаких… Деваться некуда, будущее смотрелось крайне мрачно, а от региональной власти ничего хорошего мы тогда не видели: ни рабочих мест, ни помощи. Вот на этом фоне и начало развиваться так называемое IT. Именно от безысходности вчерашние выпускники: инженеры, физики, слесари, электрики оказались ВЫНУЖДЕНЫ вместо того, чтобы устроиться на нормальную работу по специальности, пойти в IT, сменив так и не надетую рабочую робу, лабораторный халат или инженерный кульман на работу вклавиатурупальцемтыкальщиков. Конечно, далеко не все — значительная доля наших ровесников все-таки не пошла на поводу у ситуации, проявила волю и характер и оказалась верна своей настоящей профессии. Пусть для этого и приходилось страдать: вместо работы по месту жительства ездить на вахту, порывать с корнями и переезжать в более крупные города, где власти ещё не забыли о своей миссии и продолжали поддерживать рабочие места. Эту цену приходилось платить за главное — за сохранение уважения к себе. Если власть оказалась неспособна создать для этого необходимые условия, их нам приходилось создавать самим.
Совсем иначе развивалась так называемая IT-тусовка: посидев некоторое время по подвалам и квартирам и поотводя глаза в ответ на вопрос «где ты работаешь?», вклавиатурупальцемтыкальщики постепенно почувствовали силы и перестали стесняться своих занятий. Вылезли, можно сказать, на белый свет, где тут же были взяты в оборот нашей оборотистой региональной властью. Понятно, что для неё ТАКАЯ молодежь оказалась крайне удобной, ведь позволила с чистой совестью не думать о главном: о создании и развитии промышленности, возрождении заводов и фабрик, создании рабочих мест. Вместо этого можно было заниматься пиаром и пустотой: шариками-фонариками, кластерами и разрезанием ленточек, что наша власть испокон веков и любит. Со временем дошло до смешного: благодаря усилиям самих так называемых «айтишников» и их приспешников во власти, тыканье в клавиатуру, от которого ныне отучают даже малых детей, перестало казаться постыдным для вчерашних слесарей, конструкторов, электриков, инженеров, ученых и других представителей настоящих профессий. За этой дымовой завесой оказалась скрыта суровая реальность: умерший УЗТС, превращенный в упаковщика китайских поделок завод «Автодеталь», постепенно умирающий «Авиастар», обанкроченные швейные фабрики, зарастающие поля… Достаточно посмотреть реальную статистику, чтобы понять — за эти годы область была доведена до ручки, и ситуация для нынешних выпускников выглядит не лучше, чем 20 лет назад, а намного хуже: реальной работы для них нет ввиду простого отсутствия рабочих мест. Которых, в свою очередь, нет по причине того, что почти ничего не работает.
На этом фоне парадные цифры очередной «Стачки» вызывают оторопь, так как явно показывают, что с годами ситуация все более и более ухудшается. Если 10 лет назад подобные конференции проходили по углам и собирали лишь по несколько десятков участников, пробирающихся на них огородами, старательно избегая лишних взглядов дабы избежать позора, то ныне конференция собирает, как написано на ее сайте, более 5000 тысяч человек, и проводится — ВНИМАНИЕ! – в Ленинском мемориале!!! Можно ли придумать что-то более абсурдное и циничное?
В этой связи на память сразу приходит ленинская цитата: «Задача организационная сплетается в одно неразрывное целое с задачей беспощадного военного подавления вчерашних рабовладельцев (капиталистов) и своры их лакеев – господ буржуазных интеллигентов» (Как организовать соревнование? 24-27 декабря 1917. Ленин. ПСС. Т. 35 стр. 197-198). Знал бы Ленин, как повернётся история…
Очень, конечно, хотелось бы ошибаться и надеяться на то, что «Про будущее» будет не пустым лозунгом очередной «Стачки», а реальным призывом к действию со стороны так называемых «айтишников». Хочется верить в то, что они наконец осознали источник своего нынешнего положения и поняли, что необходимо делать для того, чтобы это положение изменить: вспомнить утраченные за годы тыканья в клавиатуру реальные навыки, которым их обучало государство, и потребовать от власти главного — реализации своего права на настоящий СОЗИДАТЕЛЬНЫЙ труд. Потребовать скорейшего возрождения великой промышленности и создания полноценных рабочих мест на заводах, стройках и фабриках, чтобы ответы на вопросы «чем ты занимаешься?» и «где ты работаешь?» звучали не стыдливо, а гордо. Иначе никакого будущего ожидать не приходится. Время игр давно прошло, пора заняться реальным делом. Именно так и должна ставить вопрос власть, имеющая реальную созидательную волю, перед толпой тыкальщиков в клавиши, а не молчаливо, а иногда и нет, пособствовать их сборищам, утратившим последние намеки на стыдливость.