Яндекс.Метрика

“Хочется видеть не карикатуру, а живых людей”

В минувшее воскресенье труппа Молодежного театра сыграла премьеру в своем новом доме – в здании кинотеатра «Художественный». Накануне первого показа руководитель театра Алексей Храбсков-Вольный рассказал об авантюре с постановкой спектакля в фойе кинотеатра, о выборе сюжетов для людей, а не только интеллектуалов, о службе государству и обещал немало экспериментов, но только без чернухи.

– Как получается осваивать новое помещение? Ведь все-таки здание кинотеатра, наверняка, не совсем подходит для театральных постановок?

– Сегодняшняя премьера – это довольно авантюрный и отчаянный ход с нашей стороны. Процесс государственной регистрации театра довольно долгий. Он занимает несколько месяцев. А передача здания в собственность планируется вообще летом. А ремонт может начаться только после соответственной государственной исторической экспертизы (здание кинотеатра «Художественный» – объект культурного наследия региона). Это по срокам не раньше следующего года. Но если мы будем этого ждать и бездействовать – это конец. В «Художке» прекрасное фойе, которое просто великолепно подошло для нашей новой постановки – спектаклю по пьесе Александра Вампилова «Старший сын». Зрители попадают прямо в уютный подмосковный дворик, в квартиру Сарафанова, в старенькую беседку, где кипят любовные страсти, где живут маленькие обыкновенные люди, чья жизнь за бортом больших государственных свершений, но полна смысла и (в итоге) любви.

Молодежный2


– Почему все-таки вы назвали это «приоткрытием», а не открытием в полном смысле слова?

– За полтора месяца даже на новую квартиру полностью переехать невозможно. Тем более театру, у которого в арсенале уже несколько спектаклей. Ведь их нужно перестроить, адаптировать к новой площадке. Вот мы и назвали нашу акцию «Приоткрытие Молодежного театра», потому что полноценное открытие может состояться гораздо позже. А пока мы будем выживать в этих условиях. Да и жители нашего города должны начать привыкать, что в «Художке» теперь есть театр.

– Почему для премьеры на новой сцене выбрали именно пьесу Александра Вампилова «Старший сын»?

– Вампилов писал для людей. Не для искушенных интеллектуалов, а для всех. В его пьесах всегда присутствует герой времени – довольно циничный, молодой человек без иллюзий, перед которым стоит непростой выбор – корысть или любовь, обман или правда. И он этот выбор в итоге делает. Это всегда актуально. Хочется видеть на сцене не карикатуру на современников, а живых людей. И зритель, я уверен, хочет того же. Поэтому мы решили начать с постановки, которая призвана попасть в самое сердце. «Театральная акробатика» потом.

Эта пьеса, с нашей точки зрения, выражает идею бесконечного человеческого сиротства и обретения людьми друг друга. Как бы это высокопарно не звучало в наше время. Этой постановкой хочется сказать, что Молодежный театр готов соединять людей, что наши спектакли о людях, сидящих в зале, наши спектакли о каждом из нас.

Молодежный1


– Как изменится репертуар Молодежного театра в связи с выходом на «большую» сцену? И будет ли новый репертуар как-то зависеть от государственного финансирования?


– Репертуарная политика театра – дело серьезное и очень непростое. Здесь много факторов: целевая аудитория и потребности различных категорий зрителей; постановочные возможности; состав и возможности труппы; актуальность той или иной драматургии и другие. До сих пор мы выбирали те или иные пьесы для постановки, опираясь на наш вкус и интересы, на наши постановочные и творческие возможности. Конечно, так скажем, на «службе у государства», репертуар будет формироваться теперь еще и с учетом целей и задач молодежной политики. А цели и задачи этой сферы, с моей точки зрения, очень просты и понятны (перефразируем официальные формулировки) – призывать молодых людей к любви, миру; провоцировать в молодом человеке стремление развиваться, творить, сочувствовать. Это задача любого театра, конечно. Но мы, как бы это сказать, берем на себя такую миссию в отношении подрастающего поколения.

– Как вы считаете, новое сценическое пространство окажет какое-то влияние на ваших актеров? Может быть, позволит им как-то больше раскрыть себя?

– Раскрывать себя – это желание и стремление актера в любой роли. Те постановочные возможности, которые предлагает нам помещение «Художки», действительно интересны. Некоторые спектакли потребуют, так скажем, традиционного подхода, а некоторые – смелого пространственного решения, необычных приемов, неожиданных поворотов. Это всегда на пользу. Мы в своем «Старшем сыне» это уже начали.

– В связи с переездом в новое большое помещение планируете ли вы пополнять труппу театра новыми молодыми талантами?

– Новые молодые таланты уже обучаются в УлГУ по специальности «Актерское искусство», где я преподаю и на данный момент являюсь заведующим кафедрой. Они уже заняты в новой постановке. Я очень на них рассчитываю и надеюсь, что они вырастут и станут сильными профессиональными актерами.

-А что касается зрителей, ставите ли вы своей целью расширение аудитории?

– Все в наших руках. Здесь ответ очевиден, по-моему. Нет на свете такого театра, который не хотел бы, чтобы о нем знали, его любили; чтобы билетов на спектакли было не достать за полгода… И для нас новое «место жительства» – шанс и вызов. Самое большое достоинство нового здания – «центрее некуда». Даст Бог, справимся.

– Планируете ли вы продолжать ставить небольшие камерные постановки или теперь все они будут рассчитаны исключительно на широкую аудиторию?

-Конечно же, камерные спектакли останутся. В них существует всегда такая прелесть, что для актеров, что для зрителей. Когда общение глаза в глаза. Например, на школьников, однажды пришедших на наш новый спектакль «Под сенью Пушкина», эта камерность произвела огромное впечатление. Нет, мы не откажемся. И помещения «Художки» это позволяют.

– Какие новые идеи вы хотите непременно реализовать на новой сцене?

– В наших планах, как постановка классических произведений, так и эксперименты. Но сразу скажу – жизнерадостные эксперименты, без чернухи. Очень хочется попробовать, что это за жанр «вербатим» – документальный театр, основанный на реальных человеческих историях. Очень популярны сейчас иммерсивные спектакли – представления, в которых зритель является не только наблюдателем, но и участником происходящего действия. Его мы тоже обязательно исследуем. Кроме того, мы уже полтора года как экспериментируем с таким жанром как импровизация. Порой очень неплохо получается. Планируем продолжать в том же духе. Конечно, когда-нибудь хочется осилить Чехова, Шекспира, Достоевского.

Наталья Евченко. Подробнее о постановках Молодежного театра можно узнать в группе Вконтакте.

Оцените новость: