Яндекс.Метрика

Благоустройство – не картинки, город – не для машин, а для людей

Тенденция автомобилизации в городском пространстве сходит на нет, новый мировой тренд – город для людей, хотя вряд ли пока Ульяновск следует этому тренду. Однако будущее именно за этим, считает профессор Высшей школы урбанистики Дмитрий Наринский, который провел в Ульяновске архитектурную сессию «Город для людей». После масштабного благоустройства в Москве изменения ожидаются и в других городах страны, и это шанс для Ульяновска, где реализуется программа «Комфортная городская среда». Какие тенденции изменения общественных пространств в мире должны прийти и в Ульяновск?

Изменилось отношение к городской среде

22 февраля в коворкинг-центре «Точка кипения» состоялась архитектурная сессия «Город для людей». Организатор мероприятия – Агентство архитектуры и градостроительства Ульяновской области. Поделиться своим опытом пригласили профессора Высшей школы урбанистики, вице-президента Союза архитекторов России Дмитрия Наринского.

DSCN2701

«Для того, чтобы понимать, что сейчас происходит с нашими городами, мы должны понимать, как и откуда они появились и какой эволюционный процесс они прошли, – рассказал Дмитрий Наринский. – Несмотря на то, что в России много исторических городов, во многом та жилая среда, в которой мы живем, – это продукт определенных идей начала 20 века. И здесь один из ярких представителей – архитектор Ле Корбюзье. Его примеры проектов жилья нашли воплощение на территории нашей страны. Естественно, это не было прямое заимствование, а некое переосмысление тех тенденций начала 20 века, которые у нас нашли яркое выражение в основном в послевоенный период, трансформировавшись на нашей почве и приобретя специфические черты. Таким образом, города и жилье, в котором живет основная масса населения, это продукт определенных архитектурных предпочтений и направлений родом из начала 20 века, но активно сложившихся в середине 1950-1960-х годов. В дальнейшем они трансформировались, так как тот уклад, по которому работали советские архитекторы, сейчас неприменим».

DSCN2703

DSCN2704

По мнению Дмитрия Наринского, сейчас началась резкая трансформация самого уклада жизни и его изменение. Причем, он подчеркивает, что трансформация уклада жизни коснулась не только нас.

«Это специфика не только нашей страны. На самом деле, конец 20 века так или иначе затронул изменения городского уклада по всему миру. У нас это, может быть, немного позже произошло и в других свойствах, но я хочу обратить внимание, что мы живем в целом в общемировом тренде. И этот общемировой тренд связан с изменением отношения к городскому пространству: если 20 век был временем бурной автомобилизации и поэтому город, прежде всего, ассоциировался с автомобилем, он строился и функционировал под логику автомобильного движения. В самом начале 21 века пришло другое отношение к городской среде».

Дмитрий Наринский привел в пример одну и ту же улицу Нью-Йорка до и после изменений.

DSCN2706

DSCN2707

DSCN2709

«Говоря об изменении городской среды, мы говорим не только о наших городах, которые пережили советское наследие и в которые мы сейчас вынуждены определенным образом трансформировать. Это общий тренд изменения восприятия и требований к тому, как люди относятся к городам. Эти изменения связаны с поведением человека на улице, его восприятием пространства. Это изменение связано с ролью автомобиля, но повлияло на то, что улица стала восприниматься в большей степени как публичное пространство, занятое людьми с разнообразными сервисными, культурными, развлекательными функциями».

Дмитрий Наринский считает, что произошло кардинальное изменение отношения жителей к городской среде. Теперь это не просто транзитная зона, как это было в эпоху автомобилизации: ведь транспортном отношении улица всегда была транзитной зоной, задача была самым экономичным путем попасть из пункта А в Б – все остальные функции были прилагательными к этой.

«Теперь отношение к городским улицам кардинально меняется. Это территория, которая занята кафе, различными форматами уличных представлений и так далее. То есть это разные формы уличной активности, уличной жизни. При этом те экономические процессы, которые происходят у нас, – тоже не уникальные, потому что кризис конца 20 – начала 21 века – это общемировой кризис».

Таким образом, отмечает Дмитрий Наринский, изменение отношения к городской среде – это, в том числе реакция на определенные кризисные процессы.

«Если раньше была характерна тенденция сегмента «лакшери» и дорогих бутиков, то пришло осознание, что городская среда – это, в том числе достаточно дешевый способ обеспечить некий приличный уровень потребления и комфорта для горожан в более экономном сегменте. Например, в Нью-Йорке после ограничения движения и создания пешеходной зоны кафе стали очень доступными, потому что их территория резко увеличилась, им не надо платить издержек, связанных с эксплуатацией помещения, и они становятся очень доступными. Эта доступность определенного сервиса и вообще развитие различных сервисов на улице – тоже общемировая тенденция, которую мы по-своему должны применить. То есть современное отношение к городской среде – это многофункциональная среда, насыщенная различными функциями, имеющая влияние на городскую экономику».

Серая зона

По слова Дмитрия Наринского, более десяти лет в России рассматривались различные вопросы регулирования градостроительной деятельности. Активно разрабатывались различные генеральные планы, правила землепользования и застройки и другие документы.

«И в какой-то момент настало легкое разочарование – столько усилий по созданию очень значимых документов, а реального изменения города не происходит. Пришло осознание, что зона, связанная с городской средой, оказалась условно «серой» зоной градорегулирования. Она, в общем-то, выпала из традиционного правового поля, в котором сейчас находится вся градостроительная деятельность».

Одним из первых на это обратил внимание Александр Высоковский – один из авторов Градостроительного кодекса, основатель Высшей школы урбанистики, которая стала носить его имя.

DSCN2711

«Он очень много думал о развитии городов в нашей стране. В 2013 году он обратился с прямой речью к Владимиру Путину, связанной с качеством городской среды. На мой взгляд, это было первое публичное выступление, на котором было обращено внимание руководства страны, что в этом направлении необходимо действовать. Первой, конечно же, отреагировала Москва. В конце 2013 года появился первый документ, который начал регламентировать эти вопросы, – постановление правительства Москвы об информационных и рекламных конструкциях. Была поставлена задача избавиться от них».

DSCN2713

«В Москве были предприняты титанические усилия по наведению порядка в этой сфере. Была разработана масса материалов, разверстки по основным улицам. Я считаю, что эта работа может для всех городов служить примером того, как нужно относиться к визуальному пространству улицы».

После этого в Москве начались масштабные работы на основе сводного стандарта благоустройства улиц Москвы, который разрабатывало КБ «Стрелка».

«Этот гигантский том, который доступен в Интернете. Правда, реакция на применение этой книжки была достаточно тяжелая – ни один Генплан так не повлиял на облик Москвы, как эта книжка. Никто не мог предположить, что в результате будет перекрыта Тверская улица на подъезде к Кремлю. Но в ней содержатся очень интересные предложения по формированию городских улиц».

Впрочем, отметил Дмитрий Наринский, сама организация проведения работ по благоустройству вызвала бурную реакцию горожан – очень уж масштабно велись работы. Именно пункт, касающийся организации таких работ, профессор предлагает ввести в содержание проектов благоустройства.

DSCN2718

Благоустройство – это не картинки

По мнению Дмитрия Наринского, еще одним важным вопросом является проектирование благоустройства.

«Есть проблема – в действующей системе нормирования как такого понятия проекта благоустройства нет. Очень часто мы пользуемся понятием дизайн-проект, и это понятие подменяет собой реальное проектирование. Это ловушка, в которую попадает большинство из тех, кто этим занимается. От этого страдают и те, кто выполняют проекты, и сам город. Сложилось мнение, что на основе дизайн-проекта можно выполнить строительно-монтажные работы. Хотя на самом деле необходимо выполнение нормальной строительной документации».

Дмитрий Наринский разработал и направил в Минстрой России свои рекомендации по формированию требований к содержанию проектов благоустройства. Рекомендации опираются на 87-е постановление, которое описывает содержание тех двух проектов, которые уже есть, – на объемное проектирование и на линейные объекты.

«Считаю, что должен быть третий тип проекта – проекты благоустройства. Например, не забывать про инженерные сети, которые часто остаются за кадром при выполнении проектов благоустройства. Отдельный блок – архитектурные решения, подсветка и т.д. Конструктивные технологические решения: кажется, что благоустройство – очень простая вещь, это картинки, но это отнюдь не картинки, потому что очень часто возникают разные сложные конструкции – фонтаны, игровые элементы и т.д. Иногда это связано с достаточно сложными изменениями рельефа, что требует инженерных проработок, привлечения смежников, которые обязательно должны включаться в эту работу. Озеленение – еще один важный блок. Инженерные сети – также отдельный важнейший пункт. Наконец, еще один раздел – организация строительства, что, например, было не продумано в Москве. Надеемся, мы избежим того кошмара, который пережила Москва при благоустройстве, и тот процесс благоустройства, который будет проходить по стране, – учтет положительный и негативный опыт Москвы. Для этого необходимо будет наладить хорошую работу при подготовке качественных проектов благоустройства».

Дмитрий Наринский отметил, что хорошим примером реализации проектов благоустройства является Татарстан.

В конце архитектурной сессии ульяновская молодежь представила свои идеи для обсуждения. Так работающая молодежь хочет создать Студенческий сквер, а спортивная – скейт-парк. Эти идеи открыты для дальнейшего обсуждения со специалистами.

В нашем регионе проект «Формирование комфортной городской среды» министерства строительства Российской Федерации курирует заместитель председателя правительства Ульяновской области Светлана Колесова:

«Проект стартовал в прошлом году. В России такой механизм запущен впервые – жители имеют возможность принять участие и повлиять на облик своих городов, сделав это вместе с профессиональными архитекторами. Я считаю, что нашему обществу не хватает такого профессионального диалога с населением. У нас сейчас не все города обустроены с точки зрения комфорта. Да, мы знаем, как дойти до остановки, куда-то доехать, но в основном жизнь людей протекает за компьютерами где-то в закрытых помещениях. Мы совсем забыли, что такое гулять в парках, проводить время в общественных пространствах, потому что, собственно, у нас таких интересных пространств не так много. Задача проекта – изменение не только облика городов, но и принципа построения городов.

За пять лет мы должны выстроить стратегию устройства наших городов, развития общественных территорий. Сейчас мы делаем большой шаг к тому, чтобы наши города стали красивыми, чтобы нам не хотелось уезжать в другие города и страны, а мы бы с радостью возвращались к себе домой. И важно делать это профессионально. Осенью прошло уже около 60 общественных обсуждений в Ульяновской области, сейчас активно подвигаем жителей и всех заинтересованных неравнодушных граждан к этому проекту. Наша задача – за этот месяц отработать дизайн-проекты, которые люди будут выбирать в марте, когда состоится рейтинговое голосование за общественные территории».

Юлия Узрютова

Оцените новость: