Яндекс.Метрика

Пьесу ульяновского автора представили на фестивале в Петербурге

Круглая пьеса «Тондо» ульяновского автора Галы Узрютовой представлена в специальной программе «Первая читка» на XIV Международном фестивале «Пять вечеров» им. А.М. Володина, проходившем с 5 по 10 февраля в Санкт-Петербурге. На фестивале в формате читок презентовали пьесы восьми современных драматургов разных стран, отобранные из 500 заявок.

– Гала, как отбирались пьесы для программы читок, и где они проходили?

– Сначала пьесы читали ридеры, затем был составлен лонг-лист из 14 пьес, после чего режиссерам предложили сделать свой выбор. Они могли выбрать только одну пьесу, рекомендуемую для читки. В итоге, был составлен шорт-лист из 8 пьес, и молодые режиссеры представили их на малой сцене театра «На Литейном» в формате читок. Свою версию «Тондо» предложил режиссер Тимофей Ткачев из мастерской Праудина Института сценических искусств в Петербурге.

DSCN2161

В программу читок пьесу «Тондо» выбрал драматург, режиссёр, заслуженный деятель искусств Удмуртской Республики, главный режиссёр драматического театра «Парафраз», неоднократный номинант на «Золотую маску» Дамир Салимзянов, который оставил такой отзыв:

26196082_907049689462211_8694597417229518137_n««Тондо» — чудесная пьеса. Мозаика смыслов, которая складывается постепенно. Люди по разные стороны некой стены наблюдают друг за другом через круглое окно — тондо. Они не слышат, о чём говорят там, за стеклом, но наблюдают очень заинтересованно. Кто они, кем приходятся друг другу, почему наблюдают… И, что за слон с оторванными ушами в судейской мантии появляется то по одну, то по другую сторону стены… Понимание всего этого приходит постепенно, как развязка в детективе, и сам процесс этого понимания очень увлекателен. Мир, созданный драматургом, провоцирует режиссёрскую фантазию, а в перспективе и фантазию художника на создание новой реальности. Сочетание абсурда, иронии и внутренней драмы персонажей, очень живых диалогов и изящная композиция — из предложенных пьес для меня выбор был очевиден».

DSCN2171

– О чем пьеса «Тондо»? Почему круглая?

– Для меня пьеса стала своего рода экспериментом. Это такая бесконечная игра, правила которой изобретает сам зритель при просмотре. Поэтому восприятие может очень сильно отличаться. Это картина, с обеих сторон которой разворачиваются свои разговоры, неслышные с другой стороны. И круглое отверстие – единственное, что их соединяет. Что если вы видите своих родителей еще до рождения, а они видят вас? Что если у человека нет никакой частной жизни, и она заканчивается в тот момент, когда он выходит из живота матери? Что если у вас более 100 лет непрослушанных разговоров и звуков? Вы захотите прослушать их с самого начала или продолжить с момента, где остановились? Вопросов много, и все это закругляется в тондо – современный семейный портрет. Я получила удовольствие, когда писала пьесу, и видимо, это передалось через текст, потому что зрители активно сопереживали. Такие читки – полезная вещь для драматурга, после них проходят бурные обсуждения, ты можешь получить прямую реакцию, услышать вопросы.

DSCN2178

– Но не превращается ли современный театр в театр читок?

– Есть такое дело, и это очень заметно. Иногда театры просто боятся современных пьес и даже сторонятся их, предпочитая ставить что-то проверенное, скажем так, «надежное».

– Современные пьесы ненадежны?

– Очень ненадежны, и это хорошо. Надеюсь, театр будет активнее меняться и избавляться от такого понятия как формат. Пока же постановки новых авторов занимают мало места в репертуаре театров, и зачастую все ограничивается читками. С одной стороны – читки дают возможность получить хоть какое-то представление о современной драме, с другой – объемность многих пьес теряется, так как далеко не все из них можно раскрыть в формате читок, и всё это не дает адекватной картины. Бывает на фестивалях и так, что режиссер совершенно не вник в стилистику автора, у него просто не было на это времени, или ему пришлось делать читку не той пьесы, которую он хотел. Перед фестивалем читаешь чью-то потрясающую пьесу, ждешь читку, но в итоге за этот час-полтора все разваливается, все труды автора пропадают. Пьеса может быть испорчена, и потом очень трудно исправить это первое впечатление, но мне с режиссером повезло. Вообще, при хорошем раскладе читка может стать настоящим событием – пусть и «одноразовым», но таким, что запомнится надолго.

DSCN2187

Для справки

Без названияГала Узрютова родилась в 1983 году, в Ульяновске. Окончила Ульяновский госуниверситет, факультет культуры и искусства. Пьесы становились победителями, входили шорт-листы в драматургических конкурсах «Действующие лица», «Баденвайлер», «Первая читка», «Евразия», «Любимовка», «Исходное событие – 21 век» и др. Читки, эскизы пьес проходили в Театре.doc, Центре им. Мейерхольда, театре Школа современной пьесы, в «Коляда-театре», в Центре белорусской драматургии, в театре «Апарте», в музее-театре Булгаковский дом, театре «На Литейном» и др. Пьесы публиковались в журналах «Современная драматургия», «Берлин.Берега», сборнике «Лучшие пьесы» и др. Стихи переводились на немецкий и английский языки, проза – на итальянский. Автор книги стихов «Обернулся, а там – лес» («Русский Гулливер», М., – 2015). Финалист российско-итальянской литературной премии «Радуга» (2017, 2015); дипломант литературной премии Дмитрия Горчева (2017); лауреат поэтической премии имени Николая Благова (2016); лауреат поэтической номинации «Специальная премия «Русского Гулливера 2014»;  дипломант поэтических и драматургических номинаций Волошинского конкурса;  лонг-лист Всероссийской литпремии «Дебют» (2006, 2007).
 

Оцените новость: