Яндекс.Метрика

“У нас только городская молодежь охвачена, да и то одна и та же”

Под конец года правительство области приняло решение о выделении пяти миллионов рублей на создание единой региональной молодежной организации, которую полушутливо уже назвали “Улсомолом”. Деньги должно получить региональное отделение Российского союза молодежи, с которым еще в октябре было подписано соответствующее соглашение. Руководитель реготделения РСМ Александр Луконин в разговоре с журналистом Улграда рассказал, на что планируется потратить эти деньги, как предлагается уйти от прежней узости молодежной политики, сосредотачивавшейся нередко на небольшом круге городском молодежи, и обещал, что новая организация обойдется без политики.



– Александр, вы уже некоторое время работаете в Москве, но пока остаетесь руководителем реготделения РСМ. Учитывая, что перед организацией на областном уровне ставятся новые задачи, стоит ждать смены председателя реготделения?

– Да, в 2018 году состоится отчетно-выборная конференция, на которой я представлю отчет и будет избираться новый председатель Ульяновской областной организации РСМ. Однако членом центрального комитета РСМ от Ульяновской области я останусь до следующего съезда, поэтому буду сопровождать деятельность родной организации на федеральном уровне, помогая новому председателю ульяновской организации.

– Недавно приняты документы о выделении субсидии для реготделения РСМ с формулировкой “в связи с расширением масштабов работы с молодежью”. Размер субсидии составляет пять миллионов рублей. На что именно должны быть потрачены эти деньги, ведь сумма немалая?

– Давайте рассмотрим простую ситуацию с любым государственным или муниципальным бюджетным учреждением. Например коллектив в 15-20 человек, выполняющий определенную функцию по оказанию социальных услуг. Оплата помещения, заработная плата, социальные выплаты, канцелярские расходы в целом съедают не менее 10 миллионов рублей в год. Много это или мало? А качество услуг каково? Если специалисты получают по 8-10 тысяч рублей в месяц?

При этом на этом рынке существуют энтузиасты, которые после основного места работы идут и занимаются любимым для души делом, вовлекая в позитивную деятельность окружающих. Но делают это бесплатно! Хотя в советское время любое ведение кружка или секции оплачивалось и снабжалось необходимыми ресурсами. И когда многие рассказывают, что во времена Комсомола все работали бесплатно, это наглая ложь. Пусть вспомнят, сколько зарабатывали в студенческих строительных отрядах за месяц. Любой труд всегда оплачивался. Вопрос был только в том куда эти деньги потратить – на сбор дневного заработка на какую нибудь общую цель или получить в качестве заработный платы.

Поэтому для повышения качества оказания социальных услуг правительством России принято постановление от 26 января 2017 года №89. Утверждены правила принятия решения о признании социально ориентированной некоммерческой организации исполнителем общественно полезных услуг и правила ведения реестра некоммерческих организаций – исполнителей этих услуг. Это позволит таким организациям принимать участие в оказании услуг в социальной сфере наравне с другими хозяйствующими субъектами, обеспечивая надлежащее качество услуг.

Первой организацией в России, получившей этот статус, стала Общероссийская общественная организация “Российский союз молодежи”.

К сожалению, на уровне страны пока не определены механизмы предоставления данных субсидий. Зачастую эту функцию выполняют различные государственные и муниципальные учреждения, в которых к работе подходят не с точки зрения энтузиазма людей, а отталкиваясь от их оклада и должностных обязанностей. А поскольку оклады привязаны к тарифной сетке, а это очень небольшие ставки, то и работают в них люди в определенных рамках. Все творческие личности, как правило, наработав потенциал, вынуждены уходить на более высокооплачиваемую работу. Качество услуг, конечно, страдает, ведь все заинтересованы только в отчетах, к сожалению… В этом большое отличие госучреждения от любой общественной организации. А теперь давайте интерполируем деятельность одного узкопрофильного учреждения и сравним с эффектом вовлечения молодежи, проживающей во всех населенных пунктах Ульяновской области. Задача же состоит в том, чтобы поддержать тех людей, кто уже работает и способен созидать. Помочь им и их воспитанникам в дальнейшем развитии и продвижении.

m2

– На что же конкретно пойдут деньги?

– Выделенные средства предусматривают работу по нескольким направлениям. Это расходы на юридическую регистрацию 24 районных молодежных организаций РСМ. Это необходимо, чтобы каждая районная организация имела возможность участвовать в грантовых конкурсах, в том числе федеральных, и самостоятельно умела привлекать ресурсы на реализацию своих проектов. Это содержание здания в парке Матросова, оплата труда привлекаемых для обучения специалистов и постоянных сотрудников, покупка микроавтобуа в связи с необходимостью постоянной работы с районами, расходы на эксплуатацию транспорта, изготовление необходимой атрибутики для первичных и районных организаций. Также это поддержка молодежных общественных организаций, подписавших соглашение с РСМ.

– Говоря о создании новой общей областной молодежной организации, губернатор сравнивал ее с комсомолом. Есть ли понимание, насколько масштабной она должна стать? Сколько представителей молодежи сейчас участвуют в общественных организациях на региональном уровне, насколько это количество может быть увеличено?

– Давайте рассмотрим Ульяновскую область. Я не беру сейчас город Ульяновск и город Димитровград. У нас с вами 112 сельских поселений, в которые входят еще по 4-6 населенных пункта, и 31 городское. А там есть молодежь, которая тоже желает не просто жить достойно, но и умеет работать. И уезжать никуда не собирается, если только от безысходности. А кто и когда об этой молодежи вспоминает? Только когда выборы очередные, к сожалению. Сегодня вложи небольшие средства для претворения в жизнь их идей – и люди поверят в свои силы.

Пока только губернатор Ульяновской области решил поддержать некоммерческие организации. Однако, чтобы не размазывать тонким слоем по всем сразу, принято решение объединить всех под единым коллегиальным составом. РСМ юридически является правопреемником ЛКСМ РСФСР, ведь на том съезде, когда было принято решение о роспуске комсомола, люди, которые сохраняли веру в страну, сохранили и эту организацию. Убрали только политическую платформу и оставили традиции. Поэтому принято решение собрать все желающие молодежные общественные организации, районные организации РСМ в одно объединение, которое на конкурсной основе коллегиально будет распределять ресурсы, привлекать и реализовывать проекты и идеи.

А теперь можно посчитать. Для создания районной организации необходимо решение не менее трех первичных организаций. В каждой первичной организации не менее трех человек. Если в поселении есть пять населенных пунктов, то нужно по одному человеку от поселка минимум. Так и выходим на численность порядка 500 человек со всей области. А эти 500 лидеров уже вовлекают в деятельность сформированные команды. После этого людей необходимо обучить правильному оформлению заявки на гранты, ведение документации, планированию. А то по факту у нас получается, что пока только городская молодежь охвачена. Да и то одна и та же аудитория.

Так вот, задача на первый год – вовлечь молодых людей не по массовому принципу, а по географическому. Качественно подготовить и обучить социальным технологиям. По сути, как в той известной притче, мы должны научить ловить рыбу и показать устройство удочки. А рыбу люди сами наловят. В этом и отличие общественных организаций от учреждений. В государственных структурах эту рыбу раздают, а на всех ее по определению не хватит.

– Не боитесь ли вы, что попытки создать общую молодежную организацию – это результат ностальгии по советскому прошлому, когда государство максимально контролировало жизнь своих граждан, в том числе и молодежи? И настоящей задачей ее станет вовсе не помощь в самореализации?

– Государство никогда так не контролировало человека, как сегодняшние социальные сети. Хочешь узнать о человеке, зайди на его личную страницу и посмотри, что он читает, на какие группы подписан, какое видео смотрит и и музыку слушает. И все, психологический портрет готов! А молодежь сегодня так или иначе готова делиться впечатлениями, смотреть интересные фильмы, читать статьи или книги. Важно только объединиться не просто по интересам, но и иметь возможность высказывать свое мнение с каким-то результатом. Площадкой для этого и был всегда комсомол. Нельзя было стать руководителем по блату, без поддержки коллектива, с которым ты пуд соли съел. Поэтому главный принцип в РСМ таким же и остался: “Не согласен? Возражай! Возражаешь? Предлагай! Предлагаешь? Делай!” А коллектив потом спросит.

– Вы уже говорили, что РСМ является правопреемником комсомола. Но, наверное, выбирать базу для новой общей организации стоило не только по прежним заслугам?

– Реально работающие общественные организации в Ульяновской области есть. И выделить какую-то одну будет несправедливо. Но при выборе речь шла о региональных отделениях федеральных общественных организаций, которые сегодня являются безусловными лидерами на уровне страны. А таких региональных отделений у нас всего три: Российский союз молодежи, Российские студенческие отряды, “Молодая гвардия”.

РСО – это очень мощное движение. С хорошими традициями, но все же оно имеет свой четко обозначенный фронт деятельности. “Молодая гвардия”, при всех их проектах, так или иначе имеет политическую окраску. Поэтому РСМ как неполитическая, некоммерческая организация и была выбрана компромиссной. Мы можем быть неимоверно круты у себя в регионе, но без возможности трансляции успехов и обозначения проблем на федеральном уровне нас никто никогда не услышит. Поэтому на базе РСМ любые объединения, формальные или неформальные могут быть услышаны и увидены, их участники смогут выбрать свой интересный жизненный и профессиональный путь.

– Вы упомянули политизированность отдельных молодежных организаций. На федеральном уровне для решения молодежных вопросов неоднократно создавались различные проекты, но они в итоге получали политическую окраску. Может ли попытка Ульяновской области не смешивать работу с молодежью и политику быть воспринята и на федеральном уровне?

– Как раз этот опыт неполитизированный. Он имеет просто колоссальные возможности для каждого молодого человека. У нас никто никого не собирается и не будет “перекрашивать”, независимо от политических или других принципов. Если конкретный человек хочет стать успешным, пусть начнет с улицы, на которой живет, с класса или группы, в которой учится, с коллектива, в котором работает. Просто начнет делать свою жизнь ярче, чтобы его дети по этой улице завтра ходили, гордясь тем, что они на ней деревце сажали. Важно ведь, не как нас оценят со стороны, важно, как наши дети к этому будут относиться.

Фото – правительство Ульяновской области, РСМ.

Оцените новость: