Яндекс.Метрика

Грот в имении Баратаева и храм в Винновской роще. Рассказывают о симбирских масонах

Вице-губернатор Симбирского наместничества Александр Голубцов, военный инженер, генерал-майор Петр Ивашев, историограф Николай Карамзин, князь Михаил Баратаев и многие другие симбиряне были масонами. Симбирск был одним из немногих городов России, где работали две масонские ложи: «Златой Венец» и «Ключ к Добродетели», 200-летие которой отмечается в этом году. Ложа организована Баратаевым, а ее собрания проходили в гроте в саду его имения. Интересные факты об истории симбирского масонства рассказала заведующая научно-исследовательским отделом Музея-заповедника «Родина В.И. Ленина» Елена Беспалова.

В музее «Симбирское купечество» открылась выставка «Вольные каменщики Симбирской губернии», посвященная 300-летию масонства и 200-летию начала работы симбирской масонской ложи «Ключ к Добродетели». Это первое за время существования Симбирска-Ульяновска широкомасштабное публичное представление как истории двух симбирских масонских лож, так и в целом истории масонства в России. Куратор выставки – заведующая научно-исследовательским отделом Музея-заповедника «Родина В.И. Ленина» Елена Беспалова.

В России в конце 18-первой трети 19 века масонство было самым влиятельным и многочисленным движением. Масонами были правители, писатели, политики, выдающиеся деятели русской культуры. Сами масоны уверены в том, что Петр Первый завез масонство в Россию как нововведение из западноевропейских стран. При Елизавете Петровне масонство было уже более распространено, несколько лож работало в Москве, Петербурге.

Симбирск был одним из центров российского масонства, чему способствовало, в том числе и большое количество родовых дворянских гнезд. Кроме того, Симбирск был одним из немногих городов России, где были основаны и вели работу две масонские ложи: «Златой Венец» (1784 г.) и «Ключ к Добродетели» (декабрь 1817 г.).

Ложа «Златой Венец»

Через два года будет отмечаться 235 лет с того момента, как в Симбирске появились масоны. Ложа «Златой Венец» была создана одним из активнейших деятелей московского масонства царствования Екатерины Великой, другом и сподвижником Николая Ивановича Новикова Иваном Петровичем Тургеневым. В 1784 году, когда Иван Петрович приехал сюда, видимо, по заданию московских масонов организовать здесь ложу, здесь уже были масоны, причем числом, достаточным для того, чтобы организовать эту ложу.

На выставке можно увидеть письмо управляющего мастера ложи «Златой Венец» вице-губернатора Симбирского наместничества А.Ф. Голубцова И.П. Тургеневу. Симбирск, 9 июня 1785 г.

DSCN0698

В письме упоминаются масоны в Симбирске: 2-й надзиратель ложи, председатель верхнего земского суда И.В. Колобакин, «товарищи» Н.М. Карамзин и заседатель совестного суда П.Я. Норов, граф О.А. Игельстром, назначенный Екатериной II в 1784 году генерал-губернатором Симбирского и Уфимского наместничеств. Автор письма просил прислать предметы, нужные для посвящения в степень Мастера, которых у них не было. «А скелеты мы тут найдем», – говорится при этом в письме.

Наш земляк Николай Михайлович Карамзин в столице вошел в группу московских масонов – членов новиковского кружка. Масоном стал, очевидно, в 1783 году. Состоял братом во 2-й степени в ложе «Златой Венец». К началу 1790-х разочаровался в масонстве, точнее – в его организации, а не идеалах. В 1789-1790-х, когда гонения Екатерины II обрушились на московских масонов, совершил путешествие по европейским странам, где лично встретился почти со всеми наиболее известными европейскими масонами: Гердером, Виландом, Лафатером, Гете.

Члены масонской ложи «Златой Венец» собирались в храме Иоанна Крестителя, построенном в конце 18 века в имении Василия Киндякова (на юго-востоке Винновской рощи). Это был настоящий масонский храм со всеми атрибутами и символикой (например, череп с костями, урна с вытекающей водой, сломанный якорь и др.). Это было круглое каменное здание с куполом и четырьмя портиками. На куполе церкви была деревянная фигура покровителя ордена вольных каменщиков Иоанна Крестителя. После запрета масонства в России храм постепенно пришел в упадок.

httpotvet73.ru
Фото – otvet73.ru

Вторая ложа Симбирска «Ключ к добродетели»

Ложа «Ключ к добродетели» организована одним из деятельных представителей российского масонства князем Михаилом Петровичем Баратаевым. 30 ноября (по старому стилю) 1817 года несколько братьев-масонов, в том числе Петр Никифорович Ивашев, написали письмо Михаилу Баратаеву с просьбой о том, чтобы тот взял на себя работу по созданию масонской ложи в Симбирске и возглавил ее. Баратаев ее организовал, и первые заседания прошли в декабре. Симбирская ложа привлекала внимание не только жителей Симбирской губернии, членом ложи состоял, например, ректор Казанского университета Карл Фукс.

Михаил Петрович Баратаев (1784-1856) – князь, поэт, нумизмат, участник русско-французской кампании 1806-1807 гг. Уездный предводитель дворянства, Симбирский губернский предводитель дворянства, начальник Закавказского таможенного округа, Член-корреспондент Ученого комитета Императорского Человеколюбивого общества, Действительный член Императорского Московского общества сельского хозяйства.

Михаил Петрович был видным масоном. С 1815 года – член ложи Соединенных друзей в Санкт-Петербурге, спустя два года – Наместный мастер российского отделения в ней же, учредитель ложи Александра к Тройственному спасению в Москве (1817). Входил в Капитул Феникса – тайный и высший орган управления масонством в России. При посвящении в Рыцари Храма в Капитуле Феникса получил орденское имя «Рыцарь великого орла» и в девизе изречение «Смотрю на солнце и блеска молнии не страшусь». Почетный член многих масонских лож. В декабре 1817 года под его руководством начала работу ложа «Ключ к добродетели» в Симбирске, где он являлся Великим Мастером.

Деятельность Симбирской ложи в основном сводилась к заботам об образовании и нравственном воспитании своих членов, к благотворительности. Членов ложи преимущественно занимали вопросы воспитания подрастающего поколения, что во многом определялось интересами Баратаева. Большая часть собранных средств расходовалась на воспитание детей бедных дворян и сирот.

Масонский грот в имении Баратаева. Портрет Баратаева
DSCN0719

Собрания ложи проходили в имении Баратаева – в гроте, устроенном в саду. К сожалению, в Баратаевке ничего не сохранилось, рассказала Елена Беспалова:

«Очень трудно понять, где и чего там было. А ведь там был сад, который он сам спланировал и вырастил. В документах сохранилось описание того, как проводили главный праздник 24 июня День Святого Иоанна в Баратаевке. Мероприятие проходило в оранжерее, там был стол с масонской атрибутикой, все было красиво украшено».

Знак ложи «Ключ к добродетели». Его разработал Баратаев.
DSCN0675

Рисунок с масонской символикой из альбома Баратаева авторства Боровиковского.
DSCN0734

Грамота Баратаева о принятии в члены Андреевского масонства
DSCN0673

DSCN0728

DSCN0716

Сослали в Сенгилей

Еще одним масоном был Александр Федорович Лабзин (1766-1825) – поэт, переводчик, вице-президент Императорской Академии художества. В масонстве состоял с 1783 года. 1800 году учредил в Санкт-Петербурге ложу Умирающего Сфинкса. Исполнял в ней должность Мастера стула и направлял ее деятельность. В числе членом ложи были художники Д. Левицкий и В. Боровиковский.

В 1822 году Александр Лабзин был сослан в Симбирскую губернию из-за дерзких слов, произнесенных на Собрании совета Академии художеств по выбору в Почетные любители Академии Д. Гурьева, А. Аракчеева и В. Кочубея. Лабзин воспротивился их избранию. За этим последовали указ Александра I об отставлении его от службы и высылки из столицы.

В декабре 1822 года Лабзин вместе с супругой прибыли в Сенгилей, в 1823 году император позволил ему переехать в Симбирск, где с конца 1817 года существовала ложа «Ключ к добродетели». Члены ложи оказывали помощь ссыльному и его семейству. Его жена Анна Евдокимовна разделяла масонские взгляды мужа, была посвящена в четвертую степень Андреевского масонства и имела право посещения работ ложи Умирающего сфинкса. Это был единственный пример присутствия женщин в русской ложе.

Александр Лабзин
DSCN0758

Анна Лабзина
DSCN0757

Могли выгнать из масонов

DSCN0692

На выставке можно почитать клятву масонов, которая заканчивалась довольно жесткими словами:

«В случае же малейшего нарушения сего обязательства моего,
Подвергаю себя, чтобы голова мне была отсечена, сердце, язык
и внутренность вырваны и брошены в бездну морскую,
тело мое сожжено и прах его развеян по воздуху».

Доходило ли до таких случаев?

«Скорее всего, нет, по крайней мере, об этом неизвестно, – рассказала Елена Беспалова. – Но известен случай у нас в Симбирской губернии. Алексей Столыпин – брат бабушки Лермонтова, тоже был масоном. Он не посещал заседания Ордена. Тогда снарядили делегацию из братьев поговорить с ним. На следующем заседании братья отчитываются, что Алексей Столыпин обещал кому-то присутствовать на обеде, который устраивается в определенное время. А масоны собирались в тот же день. Но Столыпину было неудобно отказывать в высоком обеде. Его пригласили на заседание ложи, ненавязчиво наставляли на путь истинный. Потом он остался при своем мнении, и его исключили из масонства. Диплом о посвящении в масонство ему не дали».

Рисунок Ф. Л. Толстого – убранство ложи. В основном ложи были обиты черным сукном. Так выглядели и ложи в Симбирске
DSCN0742

Масонский ковер. Ковры были разные – ученический, второй степени, мастерский ковер. Когда посвящали в Мастера, ритуал усложнялся.
DSCN0741

Циркуль – один из главных символов масонства. В зависимости от того, как положены ножки циркуля, различаются степени – Ученик, Товарищ (2-я степень), Мастер.
DSCN0737

DSCN0713

Заседание масонской ложи Александровского времени. Посвящение в степень Ученика. Моравов А.В., Россия, 1912
DSCN0671

Сцена посвящения масонов в 3-ю степень. Неизвестный художник, Германия, 1745 г. При посвящении в 3-ю степень Мастер должен был подвергнуться испытанию путем прохождения всевозможных устрашений и пережить основную идею масонства – смерть и воскрешение. Адепта с завязанными глазами помещали на рисунок гроба на масонском ковре 3-й степени или же укладывали в настоящий гроб.
DSCN0714

Продолжали собираться и после запрета

В начале царствования Екатерина достаточно благосклонно смотрела на то, что в России открывались ложи. Она даже объявила себя покровительницей масонства. В конце 1770-х годов из Германии был заимствован Союз Злато-Розового Креста. Основными заветами розенкрейцеров было самопожертвование и более активное влияние на усовершенствование общества. Эта система процветала в основном в Москве, ее центральной фигурой был Николай Иванович Новиков. Широко налаженная им и его единомышленниками (И.П. Тургеневым, И.В. Лопухиным, А.М. Кутузовым и др.) издательская деятельность положила начало распространению духовно-нравственной литературы, в том числе посвященной истории и культуре Вольных каменщиков.

Одной из причин перемены отношения императрицы к масонству стала попытка тайного Ордена привлечь на свою сторону ее сына, цесаревича Павла Петровича. В этом она увидела опасность своему положению на российском троне. По ее указаниям, стали преследовать работы в ложах: в Москве была закрыта Университетская типография, а ее основатель Н.И. Новиков заключен в Шлиссельбургскую крепость на 15 лет. Некоторые активные члены Новиковского кружка были сосланы в свои имения, в том числе И.П. Тургенев.

«В 1822 году масонство было запрещено, – рассказывает Елена Беспалова. – Но истинные масоны просто ушли в подполье и продолжали деятельность. Есть такие сведения, что симбирские масоны работали вплоть до 1826 года, до ареста Баратаева».

Выставка

На выставке впервые показаны уникальные архивные документы из Государственного архива Российской Федерации, Российского государственного архива древних актов, Российского государственного архива литературы и искусства, рукописного отдела Российской государственной библиотеки (Москва) и Литературного музея Института русской литературы (Пушкинского Дома) РАН. Партнёром выставки является Дворец книги, который представил переводную и отечественную литературу, раскрывающую «истинную мудрость» Братства вольных каменщиков, и книги, служившие руководством в масонских работах. В экспозиции представлены экспонаты, которые познакомят с подлинными предметами масонских обрядов и ритуалов, знаками масонских лож, раритетами музейных собраний, частных коллекций.

DSCN0707

DSCN0709

DSCN0701

Выставка будет работать до 22 июля 2018 года. Адрес: ул. Ленина, д.75а, тел.: (8422) 32-47-84, 32-45-32

Для справки

Масонство — движение, появившееся в виде тайного общества в 1717 году. Само учение возникло из малоизвестных истоков в конце 17-начале 18 века, предположительно от строительных гильдий каменщиков (слово «масон» или «франкмасон» происходит от фр. franc-maçon, употребляется также буквальный перевод этого названия — вольный каменщик). Масонство позиционируется как нравственно-этическая система, выраженная в аллегориях и иллюстрируемая символами. Внимание масонов сосредоточено на нравственном самосовершенствовании, духовном росте. Одной из масонских добродетелей считается работа на пользу общества, что реализуется участием масонов в благотворительной деятельности.

Юлия Узрютова. Фото автора

Оцените новость: