Яндекс.Метрика

Не идти за Прокофьевым, а вдохновиться им

В Ульяновском театре кукол готовится новая премьера – музыкальная сказка “Петя и волк”. На тумбе у входа уже висит афиша: огромная морда волка нависла над маленьким мальчиком Петей и его игрушечным миром. Взрослые пугаются? Но не дети, уверяют нас питерский режиссер новой постановки Анна Иванова-Брашинская и художник Саша Полякова. Вместе с авторами нового спектакля мы заглянули на сцену кукольного, чтобы узнать, как можно показать музыку, дополнить Прокофьева и помочь ребенку победить волка.

petya

Анна Иванова-Брашинская и Саша Полякова уже несколько лет работают в одной команде. Режиссер из Санкт-Петербурга известна за рубежом и в России как сторонник европейского театра кукол, в корне отличающегося от российского. Идея пригласить ее в Ульяновск возникла у замдиректора Театра кукол Олеси Кренской.

“Выбор этой постановочной группы не случаен. Какие-то их спектакли я видела, когда училась в Санкт-Петербургской академии театрального искусства, какие-то на фестивалях. Художественный руководитель театра Владимир Бирюков поддержал и дал добро на приглашение. Мне кажется, Анна Иванова-Брашинская и Саша Полякова говорят на современном, красивом, образном языке театра кукол, которым, к сожалению, сейчас владеют немногие. Подобных режиссеров и художников кукольников можно перечислить буквально по пальцам. Недостаточно сделать кукол, дать их актерам в руки и научить выразительно со сцены пересказывать известный сюжет. Иллюстративный театр скучен – ведь всегда можно взять и прочесть книгу или пьесу. Зачем идти в театр, чтобы увидеть то, что ты и сам можешь узнать? Хочется, чтобы спектакль нес какую-то мысль. Мне нравится, когда режиссер и художник высказываются через то, что происходит на сцене, и ты уверен, что это будет интересно зрителю”, – объясняет Олеся, когда мы встречаемся с авторами постановки у сцены театра между репетициями.

Ставить в Ульяновске именно “Петю и волка”, написанных композитором Сергеем Прокофьевым еще в 1936 году и знакомых всем по урокам музыки, решили уже после. Режиссер признается, что сюжет стал возможностью разобраться с чем-то внутри себя. А художник дополняет историю поисков удивительными совпадениями: ведь у нее тоже есть сын Петя, который, как и герой сказки, играет на скрипке.

Тем, кто идет на “Петю и волка”, чтобы затвердить в уме уроки музыки, на которых повторялось, что “каждый герой представлен своим инструментом”, придется включить воображение. У спектакля не будет классического симфонического звучания. “Кажется, что легко можно отделаться – включить фонограмму вместе с голосом Натальи Сац (для ее театра Прокофьев и писал сказку. – Авт.) и в общем проблему решить. Но мне кажется, спектакль в этом случае в очень непростой ситуации. Это настолько яркая музыка, что нельзя ставить задачу соперничать с Прокофьевым или просто его иллюстрировать. У нас музыка будет аранжированная, мы сейчас работаем со звукодизайнером, он сам интересный композитор и музыкант, его зовут Анатолий Гонье. Он эти темы процитирует совершенно хулиганским образом. Там есть и джазовая, и электронная версия, всякие разные, чтобы не допытывать ребенка, который и так должен выучить габой, литавры и что-то еще, – рассказывает Анна Иванова-Брашинская. – Еще стоит задача 30-минутную музыку распределить на 40-минутный спектакль. Поэтому будут музыка и тишина. И музыка должна рождаться в каком-то персонаже. Она не объективная, как в симфоническом исполнении, она должна стать театральной музыкой, когда люди приходят и следят за переживанием какого-то персонажа”.

volk1

При этом в спектакле все-таки будет текст, но слова, объясняет режиссер, понадобятся не для знакомства слушателя с инструментами. Они нужны будут для рассказа классического сюжета внутри другой истории. Стараясь объяснить, что же будет в спектакле с текстом сюжетом, Анна Иванова-Брашинская от слов возвращается к музыке. Главным действующим лицом, говорит она, будет музыка. Ее нужно будет слушать и слышать. “Но так как у нас театр, хочется, чтобы еще на нее смотрели и видели, – подытоживает она. – Такую задачу я себе ставлю и говорю актерам, что мы стараемся раскрыть музыку. Не просто иллюстрировать историю визуальными средствами, а искать возможности выражения визуальными эффектами того, что дополнительно можно предложить этому великому автору. Не идти за ним, не верить ему, а вдохновиться им”.

Режиссер не зря упоминает о поставленной актерам задаче: мы встречаемся за полторы недели до премьеры, и спектакль еще в процессе. “Самое главное для меня – не ставить спектакль. Я не умею этого делать, я не люблю, когда приезжает команда с полностью придуманным спектаклем. Мои зрительские опыты говорят о том, что очень чувствуется, когда спектакль перенесен из сознания авторов в актеров. Я очень много работаю в школах, веду мастер-классы для актеров, вся моя жизнь связана с театральным образованием, я очень люблю студентов. Я какое-то время не работала в театре, потому что мне не хватало этих сырости и свежести, которые есть у студентов. Там такой внутренний драйв, это живой процесс. А многие актеры с этим не соглашаются. У них: “А где мой текст, а куда я иду?”. Это понятные вопросы, но нужен какой-то момент хулиганства, – оценивает она готовность ульяновских актеров к работе в таком формате. – Сейчас у нас неделя до премьеры, а мы на репетициях упражнения каике-то делаем. Но тут главное, чтобы актер был открыт, и это качество сто процентов у вас присутствует. Что бы ты ни сказал, они не переглядываются. Им интересно работать, независимо от возраста. Никаких “правильных” вопросов не задается, мы работаем на доверии”.

О том, как показать музыку, спрашиваем еще и Сашу Полякову. Она отмечает, что музыка настолько иллюстративная, что ни с одним персонажем не появлялось вопросов, каким он должен быть. Куклами в спектакле будут кот, утка и птичка. А волк? Волк – не кукла, отвечает художник, он – другой, и объясняет: “Мы уходим не в реалистичный мир зверей, это детские игрушки. Утка – каталка, кот плюшевый. У Прокофьева прописана птичка, с которой Петя дружил. Это его мир. А волк – это единственный, кто выходит за рамки этого мира, именно поэтому мы его не делаем куклой. Он что-то большое. Что-то другое, что может убрать реальность этих кукол”.

volk2

Становится понятно, почему так нарисована афиша спектакля. Но, говорит Саша, она не пугающая, а затягивающая: “Как раз пять лет (спектакль предназначен для детей от пяти лет и старше. – Авт.) – это возраст, когда детям так хочется пугаться. Это тоже притягивает. Дети свои глубинные, настоящие страхи трансформируют в страх монстров, страх волка. Они же знают, что волк не придет и не утащит. У нас в спектакле эта тема есть: что такое волк, кто такой волк, зверь это или что-то другое. Мне кажется, очень важно для детей задать эти вопросы: чего я боюсь и как этот страх победить”.

Анна Иванова-Брашинская подтверждает важность этой темы в спектакле. Ведь не может Петя, как это было у Прокофьева, победить волка, потому что пионеры не боятся волков. Надо разобраться со страхом, а не закрыть тему. Но не будет ли такое погружение в психологию слишком взрослой, лишней для детей темой? Ответ режиссера однозначен: “Нет никаких детских и взрослых тем. Все, что мы переживаем, боимся – сознательно и подсознательно, – идет из детства. Я считаю, что нет такой темы, на которую нельзя разговаривать с детьми. Наши страхи смерти и остального начинаются от того, что вовремя не стали о них говорить, не знали, что сказать”.

Итак, спектакль будет не просто разыгранной на сцене сказкой. Приехавшая в Ульяновск команда предлагает зрителям, как юным, так и их родителям, особенный опыт посещения кукольного театра – переживания музыки эмоций, которая должна зазвучать не только внутри героев постановки, но и внутри их самих. “То, что спектакль основан не на литературе, а на музыке, мне кажется, очень интересно. Это не совсем предсказуемый спектакль, непонятно, чего от него ожидать, – говорит Анна Иванова-Брашинская, обращаясь к родителям. – И если вы хотите пойти послушать и посмотреть, откройтесь и идите, но идите как будто с другом, а не ребенком. Вместе посмотрите, а потом поговорите с ним”.

Премьерные показы спектакля состоятся 2 и 3 декабря в 10.30 и 13.00. Билеты на сайте театра http://www.teatrkukol-73.ru/.

Фото – Ульяновский театр кукол.

Оцените новость:
  • (2 голосов, средний: 5.00 из 5)
    Загрузка ... Загрузка ...

Внимание! Редакция ИА "Ульяновск-город новостей" не всегда разделяет мнение своих авторов! Настоятельно рекомендуем отказаться в комментариях от ненормативной лексики и от перехода на личности. Три жалобы от пользователей (кнопка "Пожаловаться") на комментарий с ненормативной лексикой, даже замаскированной, приводят к автоматическому удалению комментария. ТЕПЕРЬ МЫ БАНИМ ЗА МАТ!