Яндекс.Метрика

“Из-за этого блогеров все и ненавидят”

Ульяновец Алексей Мараховец – о возможностях заработка в соцсетях на региональном уровне,  успешном совмещении работы, путешествий и активной жизни в интернет, а также о запретных для разумного автора темах.

Алексея Мараховца, обитающего в ЖЖ на странице http://alexio-marziano.livejournal.com/ , можно назвать одним из самых опытных среди известных ульяновских блогеров. В свое время он стал тысячником в ЖЖ, потом завел аккаунты Вконтакте и инстаграме. Главная тема публикаций ульяновца – путешествия. За год Алексей посещает минимум пять стран, а также находит время для поездок по России. На днях он вернулся, полный впечатлений от посещения Непала и Катара, и, оторвавшись от подготовки публикаций об этих странах, поделился с Улградом секретами жизни в соцсетях, интерес к которым в регионе с подачи областного руководства в последнее время стал вновь расти.


– Ты вроде бы входишь в ульяновский топ блогеров. Приглашают на разные встречи с властью и прочее?

– Не знаю, кого уже теперь называть блогером и где этот топ смотреть. По-моему, всё это ушло в прошлое. Есть сервис livedune, там я действительно первый по ЖЖ. Но, похоже, и последний. Есть топы по Instagram – он более живой. Там я входил одно время в первую сотню и был где-то на 60-м месте. Потом злые фильтры спустили меня на тысячные позиции, и я на это забил. Мне больше важно, что я знаю и меня знают много людей лично. На встречи с властью меня не приглашают — политика не моя тема. Но приглашают в различные блог-туры. Не только на территории Ульяновска и России, но и за рубеж. Очень люблю освещать технические темы, а-ля «как это сделано», и периодически бываю на разных производствах. Несколько раз участвовал в городских круглых столах как эксперт, но опять же это были «лёгкие» темы вроде городского обустройства и развития туризма.

– А вообще с чего все начиналось? Что было первым – ЖЖ? Помнишь времена его расцвета, выборы посла ЖЖ в Ульяновске? Сейчас его еще читают? И в каких еще сетях ты теперь присутствуешь?

– У меня это началось как и многих – с ЖЖ. В 2009-м году уволился с работы, которая была связана с очень интересными командировками по России, и захотелось оставить свои приключения для потомков в тексте и фото. Так я в 2010 году завёл блог в ЖЖ, пост за постом перенося в него свои воспоминания за 9 лет поездок. Тогда бы период расцвета ЖЖ. Блогер однозначно ассоциировался с ЖЖ. Он был действительно живой – толпами ездили в блог-туры, собирались на нефорумы, встречались в обычной жизни, писали, следили за рейтингами, интриговали. Золотой век текстового блогинга! У меня как-то быстро получилось «выехать» на своих постах наверх — меня заметили крупные федеральные блогеры, несколько моих постов из серии «Дети перестройки» до сих пор живут собственной жизнью и превратились в нетленку — их можно найти на adme, фишках и иже с ними. Один пост про наш музей гражданской авиации был честно украден самым крупным британским изданием Daily Mail. Он там долго висел, пока я не пригрозил им судом – выплатили компенсацию и удалили. Есть посты, которые с разрешения забрала к себе «Русская служба BBC».

mar1

Ульяновск был недостаточно активным в российской блогосфере, поэтому посла там так и не назначили. Хотя вопрос висел на доске в редакции ЖЖ— я видел. Почему так случилось, я не знаю. В принципе, тогда я им готов был стать, если бы предложили. Потом вся эта тема с послами сошла на нет — не могу сказать, был ли от этого проекта толк или нет. Где-то был, где-то нет – все от людей зависело. Послы должны были вести школы блогеров, рассказывать, как это круто, организовывать региональные движухи. Всё это я так делал, без ордена посла на шее.

ЖЖ читают, хоть его уже многие не считают живым. Читающее поколение никуда не делось – остались подписки, рассылки. Главное преимущество ЖЖ – его посты очень хорошо индексируются и выходят в поиске на высоких позициях. Возможно, ЖЖ и умер как социальная площадка, но как хостинг текстов и фото он никуда не делся. Какая разница, на какой платформе ты будешь выкладывать свой текст? Если платформа хорошая и тексты (хорошие) с нее хорошо индексируются, то их будут видеть, на них будут переходить из органического поиска. На многие мои старые посты до сих пор так и выходят, а потом благодарят за информацию. Но это всё касается продуманных, информативных постов. Если ты писал в ЖЖ «лытдыбр», то да, такой ЖЖ почти умер. У меня за 7 лет в журнале опубликовано всего 684 записи. Это очень мало. Но это классные тексты, достойные того, чтобы их украл Adme и Daily Mail . Так что ЖЖ читают – куда он денется, если люди постят ссылку у себя в соцсетях на него. Без разницы, куда ведет ссылка – на текст в ЖЖ или в «лирушку» (платформа, которая умерла еще до того, как начали хоронить ЖЖ).

ЖЖ я использую как хостинг текста, а как соцплощадки сейчас мне больше интересны Facebook и Instagram. Короткие заметки в ФБ собирают хороший отклик, писать приятно и все это мотивирует. В ФБ я практически ничего не рекламирую – это площадка моих бизнес-контактов и друзей. В инстаграме я выкладываю самые лучшие свои фотографии, сделанные камерой и обработанные на компьютере. Каждую фотографию сопровождаю небольшим рассказом, размышлениями о жизни и философией. Мне приятна моя аудитория в этой соцсети и мне нравится выстраивать с подписчиками диалог. Обычно, это какой-то лёгкий и позитивный трёп о жизни. Видеоблогером я так и не стал, хотя у меня есть свой канал там, где я выкладываю компиляции с видеорегистратора из поездок и разные забавные случаи из жизни, которые я снял сам. Но становиться полноценным видеоблогером нет ни желания, ни свободного времени. Вести канал в Telegram мне тоже совсем не хочется. Меня устраивает тот набор, который есть. Я не считаю себя профессиональным блогером и у меня нет нужды участвовать во всем трендовом, собирая многомиллионные аудитории.

– В представлении многих успешный блогер – это человек, который многое получает бесплатно, занимается тем, чем ему интересно, пишет об этом, нередко за деньги, и больше почти ничего и не делает. Возможна ли такая модель в Ульяновске?

– Наверное, из-за этого штампа блогеров все и ненавидят, считают их бездельниками, нахлебниками, тунеядцами. На самом деле, это колоссальный труд. С каждым годом все труднее не то, чтобы собрать аудиторию, но и удержать существую. Это постоянная работа над контентом, чистой воды креатив. Я знаю очень много успешных федеральных блогеров – они работают сутками, разъезжают по командировкам, ищут новые хайповые темы. Профессиональный блогер – это рекламное агентство и издательство в одном лице! Те, кто сейчас зарабатывает на жизнь одним лишь блогом – крутые и профессиональные перцы. А раньше да, был элемент халявы, когда pr-службы компаний раздавали налево и направо разные ништяки, вроде бытовой техники, гаджетов, автомобильных принадлежностей и другой полезной всячины. Это время давно ушло. Сейчас к блогерам очень тщательно присматриваются, прежде чем дать что-то на обзор или денег. Думаю, чтобы зарабатывать одним лишь блогом, нужно жить в столице. Многие знакомые так и сделали – перебрались из своих глубинок. Все представительства крупных мировых компаний, у которых есть рекламные бюджеты, находятся там. В Ульяновске за счет одного лишь сотрудничества с местными фирмами этим точно не проживешь. Даже взять машину на длительный тест-драйв очень проблематично. И далеко не дадут уехать, потому что салону это неинтересно, если машина будет кататься где-то за пределами целевого региона. Рекламные контракты у нас носят случайный характер и случаются лишь время от времени. Так что всё это можно назвать «сладкими плюшками» и редкими приятными бонусами. Я никогда не зарабатывал каких-то существенных денег блогом и мой гараж не завален коробками с бесплатной бытовой техникой, как некоторые думают.

– Ты вообще сознательно в какой-то момент стремился к монетизации блога? Вот у тебя в ЖЖ есть контакты для желающих сотрудничать. Были посты об операторах связи или, например, недавно, о передовых авиатехнологиях в Ульяновсе и солнечных батареях на одном из предприятий. Это за деньги или на каких условиях писалось?

– Конечно, стремился. Все побежали же (с). Монетизация блога всегда была неотъемлемой частью вселенной ЖЖ. Да и сейчас на других площадках все это осталось. А кому не хочется заработать на своём труде? Нужно понимать, что блог – это тяжелый интеллектуальный труд и временные затраты, которые хочется как-то материально компенсировать. Ну, вы можете представить себе редакцию бумажного журнала, которая приходит на работу просто так, из интереса, не требуя ни за что денег? Я сразу ограничил для себя темы, которые я смог бы рекламировать, и написал, что открыт коммерческим предложениям. К примеру, я давно, плодотворно и взаимовыгодно сотрудничаю с «Мегафоном». Но это не значит, что я пишу всё, что они мне скажут. От некоторых тем я просто отказываюсь, даже если мне платят за них. У нас такой подход, что тема, связанная с «Мегафоном», должна быть очень интересной мне и моим читателям. Некоторые темы придумывал я сам предлагал идеи, устраивал какие-то акции, экспедиции. Все это было и есть органичным и не выглядит голой рекламой. Я честно испытывал на себе новые фишки компании и писал о них, как есть. Был у нас проект, когда мы тестировали скорость мобильного интернета у разных операторов, в разных частях города. Это был коммерческий проект, но тогда я сразу сказал, что если по цифрам «Мегафон» не выиграет, я откажусь от публикации и подтасовками заниматься не буду. Я потратил на этот проект кучу своего времени и денег и молился, чтобы итоговые цифры вывели их на 1-е место, ибо иначе пост не имел бы никакого для них смысла. Всё получилось – у компании действительно оказался самый быстрый инет в городе. И мне не стыдно было это публиковать. Ульяновский «Мегафон» – классная компания, они устраивают много блогерской движухи и я горжусь своей дружбой с ними. Они большие молодцы, и впереди у нас новые совместные проекты, с которыми я с большим удовольствие приму участие.

С остальными рекламодателями я поступаю точно так же. Если тема мне не интересна, я просто отказываюсь. Благо, я не нахожусь в материальной зависимости от блога, и доход от него для меня стоит не на первом месте. Именно по этой причине многие интересные публикации о производствах написаны вообще бесплатно. Это относится и к статям о НИИАР, «Аэрокомпозите», DMG-MORI – я не получил за них ни копейки. Если тема для меня интересна и компания блог-тура подходящая (а еще лучше, если её вообще нет), я готов потратить на это своё время бесплатно. Это своего рода спорт и развлечение для меня, отвлечение от основной работы.

– Одна из основных тем твоих блогов – путешествия. В этом году, кажется, их особенно много. Куда за 2017-й успел съездить?

– У меня с детства есть мечта – объездить весь мир. Для того, чтобы осуществить её, я себе поставил цель – не менее пяти новых стран в год. Глядишь, до старости успею во всех побывать. На днях вот «закрыл» 30-ю, Катар. Всё это за 4 года. Так что, если посчитать, то 2017-й не особо богат на поездки. Но минимум выполнил – пять стран в кармане: Армения, Грузия, Азербайджан, Непал, Катар. А так были еще поездки по России: по Оренбургской области, на Белое море и Кенозерье — обожаю Русский Север.

mar3

– Ты уже сказал, что основной доход тебе приносит не блог. В качестве профессии в соцсетях у тебя значится “программист”. Но когда ты работать-то успеваешь?

– У меня с друзьями совместный бизнес – мы делаем и продаём программы, и процесс построен так, что на какое-то время мы можем уезжать куда-то без вреда для общего дела. Главное, чтобы под рукой был ноут и интернет. Самая главная задача в таких случаях – вовремя отвечать на письма в поддержку, а это можно сделать из любого уголка мира. Так что моя работа никогда не прекращается в поездках. Каждый день вечером в поездке я разгребаю почту, отвечаю на вопросы, решаю удаленно проблемы. Бывает такое, что в экстренных случаях просто останавливаю машину где-то в глуши на обочине, ищу более-менее хороший мобильный интернет и удалённо подключаюсь к компьютеру пользователя, решая возникшие проблемы. В общем, наша работа не привязана географически к офису. Работаю я очень много и постоянно, хотя, кому-то кажется, что наоборот. Просто я ненавижу расписание – меня может припереть вдохновение и я буду работать в новогоднюю ночь с 31 на 1, а может и такое быть, что я не напишу ни строчки кода за целую неделю – будет лень и апатия. Обычно в такие дни я просто занимаюсь решением каких-то бытовых вопросов и разъезжаю по городу на машине. Либо куда-нибудь срываюсь в поездку. Всё равно в такие периоды не заставишь себя творить. А вот после поездок обычно и приходят крутые идеи.

Блогу я уделяю не так много времени, как кажется. И большую часть из него съедают фотографии. Написать пост – 4 часа. Подготовить для него фотографии – неделя. Вот я и сижу вечерами за монитором, обрабатывая фотографии из поездок. Как накопится критическая масса готовых – идут посты. Обычно пишу в выходные, по 2-3 на неделю. Раньше писал регулярно, и выходных у меня почти не было. Потом просто пересилил себя и забил. Отдыхать тоже надо, а особенно – уделять достаточное внимание семье. Поэтому в моем блоге сейчас не так много новых постов, как раньше. Но после поездки в Непал будет больше, обещаю. Море интересных историй привез оттуда.

mar2

– Есть ли темы, которые ты в блоги не выносишь? Например, о семье у тебя нет материалов. Близкие не обижаются, что так обходишь их вниманием?

– Да, есть чёткая и нерушимая грань между мной как блогером, публичной персоной и мной как семьянином. Дела семьи остаются в семье. Мои дети должны сами решить, хотят ли они публиковать свои изображения в сети или нет. Я считаю, что делать общественным достоянием всю свою жизнь очень глупо и опрометчиво. Должен быть фильтр, какую информацию отпускать в сеть, а какую нет. Это базовые элементы информационной безопасности. Не понимаю, почему некоторые блогеры этого не понимают.

Не пишу на политические, и вызывающие социальную рознь темы. Хотя пару раз выпускал посты с тонким стёбом — комментарии месяц разгребал.

Стараюсь писать о темах, которые тщательно проработал до этого, испытал на себе, передавая читателям личные ощущения. В общем, остаюсь верен изначальному принципу ЖЖ – для меня прежде всего это личный дневник, а не медиа.

Фото – из личного архива Алексея Мараховца.

Оцените новость: