Яндекс.Метрика

Осторожно: перегруз! Как понять, что у школьника слишком много занятий

Врач Dinika

Для ульяновских школьников подходит к концу первая учебная четверть. Начало учебного года – это не только радость от встречи с друзьями, но и выросшая после летних каникул нагрузка. Тем более что интенсивность занятий в школе и за ее пределами для многих ребят ежегодно растет. Как вовремя понять, что нагрузка на ребенка стала критической? О тревожных признаках перегруза рассказывает ведущий специалист Центра коррекционной и семейной психологии,‭ старший преподаватель кафедры психологии и педагогики, кафедры клинической психологии, психоневрологии и психиатрии УлГУ Светлана Губкина.

В современном мире родители, желая всеми силами помочь своему ребенку стать успешным и счастливым, занимают школьников дополнительным образованием. Это занятия в спортивных секциях, на языковых курсах, в школах искусств и так далее. Мне же часто приходится наблюдать, как усталый ребенок отсиживает мое психолого-терапевтическое занятие, потом, как выясняется, его еще ждут бассейн, английский и кружок робототехники. А перед сном его ждет выполнение домашнего задания нескромного объема. И его родители ждут от меня чуда…

Да, психолог может помочь ребенку в решении проблем психологического характера. Например, проблем с поведением, самооценкой или в общении со сверстниками. Но он не в силах избавить несчастного школьника от перегрузки с ее последствиями в виде хронической усталости, недосыпа и так далее. Информационный прессинг и постоянный дефицит времени – ведущие факторы невротизации, особенно в начальной школе. Добавьте к этому дополнительные развивающие занятия, чтобы ребенок «владел английским, французским, был победителем олимпиад по математике и шахматам, с черным поясом по восточным единоборствам» – получите крайне невротичного, утомленного и раздраженного ребенка, которому не хватает общения со сверстниками, свежего воздуха и бездефицитного режима сна.

психолог

Специалисты, занимающиеся проблемой здоровья и развития детей, в том числе психологи, физиологи, нейропсихологи, сходятся во мнении, что чрезмерная нагрузка на детскую психику может вызвать крайне негативные последствия, какой бы привлекательной и развивающей она родителям ни казалась. Жесткий режим дня, не допускающий никаких изменений, наложение образовательных программ различного профиля и уровня, отсутствие обычного общения со сверстниками и игровой деятельности, чрезмерная статическая нагрузка (работа за компьютером, учебниками, чтение и так далее) ухудшают не только психическое, но и физическое здоровье школьников.

Так как же быть родителям и их детям в этих условиях? Как совместить необходимость совпадения в своем развитии с темпом ускоряющегося времени, но и не превратить этот процесс в многолетнюю пытку?!

Для начала определимся, что разумное увеличение нагрузки, согласно возрасту и росту психофизиологических возможностей, при грамотном распределении режима дня, поможет вашему школьнику развивать собственные навыки и умения, увеличивать объем знаний и чувствовать себя более самодостаточным на пороге юношеского возраста.

А вот на то, что ребенок перегружен и не выдерживает уже устоявшийся режим, укажут следующие признаки:

– Хроническая усталость, постоянное полусонное состояние, тяжелое пробуждение по утрам. Складывается впечатление, что ребенок не только не отдохнул за ночь, но и еще больше устал, чем до отхода ко сну;

– Ребенок стал раздражительным, нервным, злится и плачет по любому, даже казалось бы, незначительному поводу. Любое событие может вызвать у него бурную эмоциональную реакцию;

– Ребенок стал часто болеть, особенно простудными заболеваниями. Кроме простудных болячек могут появиться анемия, гастрит, ВСД, перепады давления, общая слабость, головокружения и мигрени. Это связано с тем, что иммунная система человека, подверженная стрессам и психическому напряжению в данный момент, не выдерживает такой нагрузки;

– У ребенка пропала мотивация даже к тем занятиям, которыми он раньше занимался с удовольствием. Все дело в том, что ему элементарно не хватает сил;

– Ребенок замыкается в себе, становится неразговорчивым и вялым, ничем не занимается. Таким способом он пытается сохранить остатки психической энергии на оставшийся день и на случай, если ему дадут в нагрузку еще парочку занятий в различных кружках;

– Нарушение аппетита. Ребенок либо становится придирчивым к еде, либо ест те продукты, которые раньше не особо любил. Во-первых, так он старается добавить хотя бы немного радости с помощью еды, но это в дальнейшем может привести к постоянному заеданию проблем, и, кроме этого, пытается восполнить дефицит элементов, например, железа при железодефицитной анемии.

К сожалению, в погоне за потенциальным счастьем и успехом детей во взрослой жизни, родители часто упускают момент, когда нужно остановиться и дать ребенку время не для опережающего развития среди сверстников, а для нормального роста всех его психических функций личности. Поэтому будьте внимательны к своим детям и помните: достаточное количество сна, свежего воздуха, общения со сверстниками и игр являются непременным условием для того, чтобы ваш ребенок вырос здоровой и гармонично развитой личностью.

Ведущий специалист Центра коррекционной и семейной психологии,‭ старший преподаватель кафедры психологии и педагогики, кафедры клинической психологии, психоневрологии и психиатрии УлГУ Светлана Губкина.

Оцените новость: