Яндекс.Метрика

“Художник не должен топтаться”

До 15 октября в Ульяновском областном художественном музее работает выставка произведений Народного художника РСФСР Виктора Сафронова. В среду состоялась творческая встреча с художником, на которой он рассказал о том, как пишутся картины, о преподавании, а также о том, какая картина оказалась для него самой легкой, а какая – самой сложной.

О времени

В седьмом классе я одну зиму учился у художника Федора Ивановича Крицкого, у которого получил понимание о колорите, тональных отношениях и т.д. После учебы у Федора Ивановича стал понимать свое время. Я знал, что многих сажают ни за что. Такое время было.

О войне

Это выход на решение мировых проблем не путем дипломатии, а самая примитивная форма, стравливающая миллионы людей.

Об училище

В 1948 году поступил в училище, где проучился пять лет. Это была среда обучения, которая выбросила из программы передвижников, рассказывающих о России. Это были сильные художники – Суриков, Репин, Верещагин. Они умели сказать о родине правдивое слово. После училища десять лет не мог взять кисть в руки. Вот так все складывалось. Когда я написал первую картину и показал ее на выставке самодеятельных художников, мне разрешили преподавать в детской художественной группе.

22366265_2021552841465283_5927491755314327815_n

О картинах

Как писатель пишет? Задумает смысловой каркас. И художник то же самое. Чтобы все детали образовались в единую идею. Конечно, есть что-то удачное, что-то нет. Я больше переживаю, когда вещь застрянет, ни туда, ни сюда. Но надо выдерживать, хоть зубами. Вы думаете, Пластову легко писалось? Ничего подобного! Он тоже переживал, не все удавалось. Но ему помогло знание натуры и жизни. Художник не должен топтаться, он должен свое что-то вырастить. Искусство должно взрастать, совершенствоваться.

О размерах картин

К сожалению, сейчас я не позволяю себе больших размеров картин, хотелось бы, но нет возможности. (картина Виктора Сафронова «Ополчение» – 6,6 метра длиной, «Тяжелая година» – 4,5 метра).

О работе над композицией и эскизами

Я приучил себя работать сразу на холсте. А на маленьких холстах – тем более. Мне интересно, когда что-то новое на холсте появляется, ощутить первосвежесть работы. Это меня будоражит, включает силы, дает отдачу. Но так делать не советую. Делайте эскизы. Эта маленькая шпаргалка – немыслимая энергия для художника.

О самой сложной картине

Она не увидела свет. Ее название «На могиле отца». Начал ее писать в армии. Потом приехал домой, а тема кусает. Продолжил в пожарке, куда устроился работать после армии и где мне дали небольшую мастерскую, но работа никак не шла. На картине изображены стоящий офицер и мальчуган, оставшийся без отца. Но не мог я эту работу доделать.

О самой легкой картине

«Вставай, страна огромная». Как-то вышел из дома, шел по тропинке, думаю, что делать? И бах! Идея. Я ее за неделю сделал.

О преподавании

Я сам был преподавателем и знаю, что такое учительская работа. Тебе доверена человеческая жизнь, глина, из которой ты лепишь, нравится тебе или нет. Обезьянничает и шалит – потом поймёт. Это произойдёт не в 20-30 лет, а после 50-ти, когда осмысляются житейские перипетии. Он будет взрослым и поймет глупость и ему будет стыдно.

Когда преподавателю неинтересно, он не научит, тогда и студенту неинтересно. Ведь столько можно интересного познать художнику! Как строили свои картины художники, например, Репин, Суриков, как Шишкин работал и т.д.

О Риновке, где живет художник

Село Риновка – для меня это выселка, где меня никто не дергает. Там типичные дома, старухи. Жалко. С 1985 года в Риновке кто был молодой, все умерли от водки. Не пейте эту отраву. Было 120 коров, сейчас ни одной. Вокруг деревни все заросло колючкой, лес заброшенный.

О мечте

Взлелеялся я мечтой стать художником

О целях

Если наметили цель – идите к ней, чтобы не было больно, что вы изменили себе.

DSCN6296

22310342_2021552691465298_3644251509030910039_n

DSCN6287

DSCN6288

DSCN6290

DSCN6291

DSCN6292

DSCN6294

DSCN6295

Апокалипсис, 1992
18. Апокалипсис 1992

Балагуры
18а. Балагуры

Успокойтесь, Борис Николаевич! Процесс пошел. 2014
19. Успокойтесь, Борис Николаевич! Процесс пошел. 2014

Повседневность (гвозди в облаках). 2006
28. Повседневность (гвозди в облаках). 2006

Абстракция. 2003
29. Абстракция.  2003

Выставка

Выставка в Художественном музее посвящена 100-летию Великой российской революции. На выставке представлены работы художника, посвященные революции и постреволюционным годам, созданные как в 80-е годы XX века, так и в последнее десятилетие. В современном российском обществе до сих пор нет устоявшейся оценки революции. Осмысление ее итогов продолжается по настоящее время. Свой взгляд на события вековой давности Виктор Сафронов демонстрирует в полотнах, экспонирующихся на выставке: «Провозглашение Советской власти в г. Симбирске», «Вся власть Советам», «Обратный», «Раскулачивание», «За веру» и др.

Адрес музея: бульвар Новый Венец, 3/4. Телефон: (8422) 44-30-80.

Для справки

Родился 25 января 1932 года в городе Горький (ныне Нижний Новгород). Окончил Горьковское художественное училище (1953). С 1969 года живет и работает в г. Ульяновске. Народный художник РСФСР, Лауреат Международной (2012) и региональной (2007) премии имени А.А. Пластова, Лауреат золотой медали (1971) и Благодарности (2015) Российской Академии художеств (1971), Государственной премии РСФСР им. И.Е. Репина (1975), Лауреат серебряной медали им. М.Б. Грекова (1970), Медали «За доблестный труд», Ордена «Знак Почёта», член Союза художников России с 1968 года. Член выставкомов СХ СССР и РСФСР, зональных выставкомов «Большая Волга». Участник всесоюзных, международных всероссийских, зональных, областных выставок. Автор исторических, сюжетно-тематических картин, портретов, пейзажей.

Персональные выставки проходили в Ульяновском областном художественном музее, галерее Ульяновского Союза художников, галерее «Русский век (Н. Новгород). Картины экспонировались на выставках в Болгарии, Венгрии, Румынии, ГДР. Произведения Виктора Сафронова находятся в собрании Ульяновского областного художественного музея, Государственной Третьяковской галереи, Красноярском художественном музее, музее И. Репина (г. Чугуев) в Министерстве культуры РФ, в частных собраниях России, Германии, Венгрии, США, Италии, Франции.

Виктор Алексеевич не называет себя учеником или последователем Аркадия Пластова. Сафронов, как и Аркадий Пластов, создает искусство, отражающее сущность духовного склада русской нации, способной в полном напряжении духовных и физических сил творить свою историю.

Юлия Узрютова. Фото автора и Ульяновского областного художественного музея

Оцените новость: