Яндекс.Метрика

“Морозов отвечать за все будет только сам”

В понедельник исполняется год с момента избрания Сергея Морозова губернатором Ульяновской области. В сентября 2016-го Сергей Морозов получил это место в четвертый раз, и главным новшеством его нового срока стало разделение двух совмещенных ранее должностей – губернатора и председателя регионального правительства. Сам Сергей Морозов объяснял такую реформу стабилизацией ситуации в регионе и возможностью уже отказаться от “ручного управления” многими процессами. Наблюдатели говорили о желании главы региона снять с себя шлейф негатива при возникновении проблем, переложив ответственность за них на председателя правительства Александра Смекалина. Прошедший с момента этого разделения год, а точнее, если учитывать все процедуры, девять месяцев, по мнению ульяновских политологов, показали, что обозначавшиеся цели достигнуты так и не были. Реального разделения не произошло, ответственность за большинство решений осталась на Морозове, а Александр Смекалин пока слишком слаб для какой-либо самостоятельной роли. Особенно ярко, по мнению экспертов, эта неудача начатой реформы стала видна в ситуации вокруг цементного завода.

Мы попросили оценить промежуточные результаты разделения должностей известных ульяновских политологов. По мнению доктора политических наук Нины Дергуновой, в целом идея реформы была неплохой, но в ульяновских условиях реализовать ее не удалось.

“Идея неплохая, в ней есть и плюсы, и минусы. Но мне кажется, до конца этот процесс не произошел, он и не мог произойти. Оторваться от решения проблем губернатору очень тяжело. Люди в бизнесе, политике, госуправлении, когда есть серьезная проблема, будут выходить не на председателя правительства, а на губернатора, который принимает принципиальные решения. Правительство их уже технологически прорабатывает. У нас в менталитете заложено, что мы решаем проблему с первым лицом, а аппарат решает ее, только когда первое лицо дало указание. Плюс Александр Смекалин должен набрать вес, должен набраться опыта. Его лучше тем, кто работает с правительством, оценить, что он успел за девять месяцев. Раньше он чурался политики, а председатель правительстве – это все равно это фигура политическая. На нем сходятся интересы разных субъектов. Он должен выбирать решения и обосновывать их перед губернатором. Это все равно политика, если под ней понимать борьбу интересов. Конечно, ему очень тяжело сразу в этом отношении занять принципиальную позицию, знать, что и как делать. Процесс начался, но он еще далеко, не достиг оптимального состояния”, – объяснила Нина Владимировна. – “Аппаратные совещания очень часто проводит губернатор, там разбираются вообще текущие вопросы. Если бы все аппаратные вел Смекалин, а Морозов изредка какие-то принципиальные совещания проводил, это было бы правильно. Кроме того, была же еще заявка о переходе на проектный стиль работы. Если бы этот переход произошел, получилось бы, что текущими вопросами занимается Смекалин, а когда собирается команда для реализации какого-то значимого проекта, там должен присутствовать губернатор. Если бы произошло такое разделение традиционого для нас ручного управления, произошел бы переход к более современному проектному стилю управления, этот процесс мог бы пойти быстрее. А для населения вообще ничего не меняется ни в стране, ни области. Есть главное лицо, оно отвечает за все. Что бы ни сделал Смекалин, за все отвечает Морозов. Притом он отвечает и в Москве, и перед населением. Народ выбирал не Смекалина. Морозов может брать себе в помощники кого угодно, но отвечать за все будет только он сам”.

Политолог Николай Васин отметил, что в нынешних экономических условиях Сергей Морозов стал заложником ситуации, которую сам же и создал, и конфликт вокруг строительства цемзавода это наглядно показал: “Каких-то качественных изменений я не заметил. Более того, сейчас возникает достаточно проблемная ситуация по Тереньге. Правительство показало, что оно не способно ее разрешить. Опять все ожидания замыкаются на главе региона. У нас за эти годы сформировалась такая система, когда многое зависит от первого лица. Все замыкается на его решения. Когда страна была на экономическом подъеме, губернатор имел возможность раздавать щедрые обещания, это работало на его авторитет. В условиях кризиса все просчеты, все провалы, все недостатки в работе министерств и ведомств адресуются первому лицу. Вал критических высказываний, минуя министров и прочих, адресуется первому лицу. Авторитет резко падает, потому что возможности чисто популистских действий в условиях экономических подъема и кризиса значительно различаются. А раз политик обладает меньшим коридором возможностей, накапливается такое скрытое недовольство. Это мы сейчас и наблюдаем. Сергей Иванович оказался заложником той политики, которую он проводил в последние годы. Смекалин как глава правительства пока не состоялся. В конфликте по Тереньге он понес очень серьезные имиджевые потери. Для молодого политика сравнивать голодающих с отдыхающими – вещь совершенно недопустимая”.

Доктор политических наук Арбахан Магомедов отметил, что эффект от разделения получился сомнительным. По его словам, ситуация вокруг строительства китайского цемзавода, которую изначально пытался разрешить председатель правительства, с участием Александра Смекалина стала более скандальной и нанесла удар уже по губернатору. “Разделение было не совсем удачным, на мой взгляд. Потому что и экономические субъекты, и население привыкли видеть в Морозове хозяина региона. И какой бы глава облправительства ни был назначен, и какая бы миссия за ним ни была закреплена, но люди, общественность и предприятия будут обращаться к Морозову, это уже привычка. И вообще, считаю, что это напрасная идея. Это дополнительные расходы, дополнительный аппарат, замы и так далее. А эффект сомнительный.  Процесс принятия решений удлинился, проблемы, которые было призвано решить правительство, часто остаются на попечении губернатора. Мы помним, как в самом начале первого срока правления губернатора Морозова правительство региона какое-то время возглавлял Александр Майер. По причинам, которые мы не будем здесь обсуждать, тогда пришлось отказаться от этой идеи. Сейчас времена другие. Вертикаль власти укрепилась. Если мы посмотрим на федеральный уровень, то и там к правительству относятся как-то снисходительно. Все вопросы в России решаются в администрации президента, это своего рода царский двор, куда все идут. А правительство и Госдума лишь формально закрепляют те решения, которые принимают в администрации президента. На региональном уровне примерно такая же ситуация. Ключевым субъектом местной политики является губернатор, так уж сложилось за много лет”, – рассказал политолог. – “Именно по этой причине участие главы правительства Смекалина в разрешении каких-то проблем вносит больший элемент неубедительности власти. Возьмем эпизод с ситуацией вокруг строительства китайского цементного завода “Конч”. Так получилось, что вмешательство Смекалина внесло в ситуацию элемент скандальности. Он оказался в гуще конфликта по линии “власть-бизнес-население”. А власть нынешняя очень не любит конфликты, особенно публичные. И одним из достоинств региональных лидеров в глазах Кремля является контроль над ситуацией и предотвращение массовых социальных недовольств. Например, омский губернатор Назаров – первый кандидат на устранение с должности, именно потому, что он не смог предотвратить конфликт в регионе между различными группировками. В данном контексте ситуация вокруг цементного завода очень невыгодна для Морозова”.

Фото – правительство Ульяновской области.

Оцените новость: