Тысячу лет назад на территории нынешнего Ульяновского района области располагалась настоящая городская агломерация, входившая в состав Волжской Булгарии. Археологами пока исследована лишь малая часть оставшихся от нее городищ. Последние работы на одном из городищ завершились две недели назад. Их руководитель научный сотрудник ульяновского областного Краеведческого музея Марат Гисматулин рассказал нам, как жили люди в нашем краю в XI-XII веках.
Между двумя реками, Волгой и Свиягой, где сейчас расположены сельскохозяйственные земли и небольшие села, около тысячи лет находились крупные по тем временам населенные пункты. Известные археологам городища Староалейкинское, Городищенское, Красносюндюковское I и II, Ундоровское II, могли, полагает научный сотрудник Краеведческого музея Марат Гисматулин, составлять единый поселенческий комплекс, близкий к мегаагломерации. Эти остатки городов и прилегающие к ним селища специалисты относят к Волжской Булгарии домонгольского периода.
Впервые эти памятники археологии обследовались в 1970-х годах, повторно – в 1991-м году. Затем к первому Красносюндюковскому городищу специалисты вернулись лишь в 2014 году, в 2017-м эти работы были продолжены с участием студентов УлГПУ.
Городище состоит из двух частей – детинца, то есть крепости, площадью почти четыре гектара, и посада – участка рядом, в котором размещалось большинство жителей. Всего в этом средневековом городе, по предположениям специалистов, обитало около двух тысяч человек.
Детинец со всех сторон был окружен валами и рвами. В этом году ульяновский геодезист Иван Хохлов при поддержке НИИ региональных исследований имени Карамзина провел съемку микрорельефа на территории детинца. Она позволила выявить не видные глазу объекты – рвы и ямы.
Посад рядом с детинцем занимет около 46 гектар. Наиболее известным объектом на нем стала кирпичная баня, описанная в 1993 году Юрием Семыкиным и затем законсервированная. Фактически она стала древнейшим известным архитектурным сооружением на территории Ульяновской области. В 1999 году ее включили в список объектов культурного наследия региона. В 2013 году, по инициативе тогдашнего областного комитета по культурному наследию под руководством Шарпудина Хаутиева, на бане начались работы по консервации и музеефикации. Остатки кладки бани, которая, как выяснилось, стала разрушаться, огородили бетонной стеной и закрыли навесом. Деньги на работы нашла общественная организация “Булгарское возрождение”. Саму баню засыпали песком. Озвучивались планы по превращению этого объекта в точку привлечения туристов, но этого не произошло. Несколько раз навес разбирался неизвестными гражданами, нынешним летом его установили снова.
Начавшиеся в 2014 году раскопки на Красносюндюковском городище финансировал Татарстан по программе “Сохранение национальной идентичности татарского народа”. Тогда было заложено два раскопа. Наиболее интересным археологам показался второй раскоп, но провести работы на нем полностью они не успели. Этим летом решено было вернуться на его территорию.
Участок показался интересным, объяснил Марат Гисматулин, так как на нем на небольшой площади было обнаружено около 6,5 тысячи фрагментов керамики и около десяти тысяч костей животных. Возможно, этот участок в какой-то момент использовался в средневековом городе как место для складирования отходов.
Проведенный специалистами анализ обнаруженных костей животных позволил узнать, чем питались жители булгарского города. Большую часть составили кости крупного и мелкого рогатого скота, костей птицы и рыбы было обнаружено не больше одного процента. При этом костей свиней археологи не нашли вообще, как и костей диких животных. Очевидно, в городе обитали скотоводы, уже отказавшие от охоты. А вот рыбалкой они все же занимались. Это подтверждает находка старинного рыболовного крючка для удочки.
Археологи нашли остатки не только пищи и посуды обитателей этих мест, но и следы созданных ими сооружений. Так, наиболее интересной находкой стал горн. С глиняными стенками, диаметром не более 70 сантиметров, он был загублен в земли более, чем на полметра. Во время раскопок горн оказался забит остатками керамики, то есть он уже был заброшен и использовался для мусора. Но создавали его, скорее всего, какие-то ремесленники – просто печью для отопления или приготовления пищи он быть не мог. Использовали ли его кузнецы или какие-то другие мастера, пока сказать точно нельзя.
Вообще раскопанный участок, видимо, находился в ремесленном районе булгарского города, где жили металлурги,кузнецы и торговцы. Найденные фрагменты керамки указывают, что ее на берега Волги и Свияги привозили из разных мест, например, Прикамья и Приазовья. Об этом же говорят бусины из разных материалов, завозившиеся из Афганистана, Индии и стран Средней Азии. Также немало находок было сделано вне раскопа – на распаханном поле, под которым находится городище.
Примечательно, что на его территории встречаются осколки стекол, причем вдалеке от бани. Видимо, они использовались и в других зданиях. При этом стекла были в те времена дорогим предметом. Мастерской по их изготовлению на территории городища пока не найдено, вероятно, их возили из других булгарских городов.
Зато, по мнению специалистов, в исследуемом городе жили алхимики. Это экзотическое сейчас занятие было весьма популярно тысячелетие назад. На их работу указывают найденные остатки аламбика – стеклянной емкости, использовавшиеся для дистилляции воды.
Также в числе находок значатся металлические гири кубической формы весом от 1,5 до 57 граммов. По словам Марата Гисматулина, использовались они или в работе ремесленников для взвешивания каких-то веществ или при торговле, а точнее обмене. Дело в том, что во время существования этого городища Волжская Булгария, как и страны Восточной Европы, и Русь потеряли возможность печатать монеты. Связано это было с нехваткой драгоценных металлов, в первую очередь серебра. Денежно-товарные отношения стали обменными. В них гирьки могли использоваться для взвешивания остатков серебра, бравшегося их старых монет или других предметов.
Вернутся ли в ближайшее время археологи на Красносюндюковское городище, пока неизвестно. В Ульяновской области есть еще немалое число не обследованных толком памятников археологии. Но и раскопки на небольшом участке дают возможность получить представление о том, как жил наш край тысячу лет назад.
Фото и иллюстрации предоставлены Маратом Гисматулиным.