Яндекс.Метрика

Художник Владимир Зунузин: “Я пошел по пути стоп-кадра”

В Музее изобразительного искусства ХХ-ХХI вв открылась выставка Владимира Зунузина «Люди одного села. Возвращение». В экспозиции – 20 новых произведений художника, созданных в 2016 году. Над серией Владимир Зунузин начал работать более 30 лет назад и, после перерыва, снова к ней вернулся. На это его подвигнул поэт Евгений Евтушенко. На картинах запечатлены родственники художника и село Ивановка Старомайнского района. Владимир Зунузин рассказал Юлии Узрютовой о том, как он видит российскую деревню, о серии «Люди одного села» и о том, как он пошел по пути стоп-кадра.

– Как вы начинали работу над серией и как вы к ней вернулись?

– Начиналась она в конце 1970-х – начале 1980-х гг. На новой выставке тех работ нет, здесь только работы, созданные в 2016 году. Первые же работы были показаны еще в то время, часть из них сейчас в Москве. Когда Евгений Евтушенко пришел в ульяновский Музей изобразительного искусства ХХ-ХХI вв. и увидел работу «Стог» – это работа того времени – он решил познакомиться с художником. Ему передали мой телефон, Елена Николаевна (Елена Сергеева – директор музея, прим. автора) позвонила мне, рассказала про это. Через 20 минут Евтушенко звонит мне и спрашивает, не приму ли я его у себя в мастерской? Я говорю: «С удовольствием!» Он посетил мастерскую. Я понял, какие работы ему интересны, и поднял те старые картины. Он говорит – слушай, надо продолжить, а вот эти две работы я у тебя покупаю. Я говорю – нет, продавать не буду, я могу только подарить. Убедил его в этом, подарил. На следующий день он уговорил меня присутствовать на сцене в Ленинском мемориале, и там произошло дарение. И он уговорил меня дальше продолжить работу, он говорил – надо людей рисовать. Вот и завел меня на эту тему. А после этого, говорит, организуем выставку в Москве. Мы созванивались, он узнавал, как идет работа. Выставку хотели делать летом, но не успели…

DSCN5249

– Это же одна семья у вас изображена?

– Да, здесь моя теща, жена, родственники – это все вокруг одной семьи. Вся серия включает больше картин – я сделал около 40 работ, но на выставке поместилось только 20. Есть работы и в Москве, в следующем году будет выставка в Музее современной истории России. Там уже и старые, и новые работы будут. Вообще же старый материал долго лежал под спудом. Я про него забыл, занимался совсем другим – компьютерной графикой и импровизациями на тему старых мастеров. Тогда я подумал, что это никому не нужно.

– Почему?

– Потому что началась перестройка, другое увлекло, там такие темы были неинтересны. Должно пройти столько времени, чтобы это стало опять интересно. Видимо, так. Евтушенко же сказал, что это как раз авангард получается, потому что сейчас, по его мнению, никто так не работает, и это может оказаться новым для Москвы. Это что-то из глубин.

– Какое село у вас изображено?

– Это село Ивановка Старомайнского района. В селе до революции стояла церковь, в которой была святая икона Божьей Матери. Когда закрывали эту церковь, икону забрали в музей, а сейчас собор восстановили. Туда стекался народ со всей России, люди шли пешком. Это помнит моя жена: дед у нее был старостой этой церкви, ездил в Москву защищать церковь, чтобы ее не закрывали.

На ваших работах нет традиционных видов села, а изображена повседневная жизнь одной семьи, но при этом жизнь деревни все равно раскрывается.

– Да, здесь многое типично. Например, на открытии выставки женщина была из другого района, но, говорит, у них там все то же самое. В этом и задача художника – в повседневности вытащить типичное для всех. Чтобы за мелочью было типичное. Чтобы узнавали все. В этом задача реалистического искусства, искусства прямого действия. Это чистый реализм. Вот баба Маша, которая всю жизнь ждала, – все время смотрела в окошко, ждала детей, внуков, коров, идут не идут, может, весточка какая-то, смотрела, кто идет. Мелькнула тень – и все смотрят в окна. Когда мы приезжали – ей было видно дорогу – она говорила: ой, вы только еще вошли, а я смотрю, вы идете. Поэтому она и нарисована так – ждущей. Или делающей пироги – рано утром. Это было ее любимое занятие, она для колхоза хлеб пекла в 1940-1960-е гг.

DSCN5243

DSCN5246

– А себя вы изобразили?

– Себя я изобразил молодым, того времени – в виде фантома у входа в баню, как на смазанной пленке. У меня тогда была борода, волосы длинные, типичный художник.

DSCN5250

– А как у вас получилась именно такая цветовая гамма деревни, такой взгляд?

– Так я вижу деревню. Я же ездил в деревню, картошку копал, это не деревенский импрессионизм, это реализм.

– В ваших работах – много знакомого: ведра, ложки деревянные, все знакомо.

– Вот это и счастье для художника. Первые мои зрители был женщины – работницы музея, говорили, что это они помнят, это вот у бабушки видели. Вот это самое ценное и есть. Еда, обычный деревенский стол…

DSCN5245

– Банка с молоком…

– Да, вот это и есть счастье для художника, когда зрители узнают. Хотя у меня есть и целая абстрактная серия «Парафразы Пикассо», компьютерная графика – это вообще совсем другое.

– С этой серией вы закончили?

– Пока все. Я год очень тяжело работал, я выдохся. Сейчас делаю совсем другое – цветные, яркие работы.

– Что это за проект?

– На осенней пластовской выставке у меня будет одна работа «Отражение» и две импровизации на тему японской графики.

– Неожиданно. А почему?

– Я давно ее затеял, лет 15 назад, у меня эскизы накопились. Я сделал две работы 90 на 1,30 см. В планах продолжить, довести до серии, работ до десяти.

– За 30 лет что-то, наверное, изменилось – это же очень долго, начинать серию работ так давно…

– Конечно, – и забыть, начисто очистить мозг. У меня даже в мастерской не висело работ из этой темы. То, что я показывал Евтушенко, я с антресолей вытащил. На пластовской выставке я буду показывать три работы, они совершенно в другом ключе, я уверен, что вы даже не найдете, если вы не прочитаете подпись. Они никак не контактируют с этим взглядом – это совершенно другие работы, на другие темы.

DSCN5248

DSCN5251

– Как вы выбирали сюжеты? Обычно для картин выбирают постановочные сюжеты, а здесь такие простые, жизненные.

– Потому что вот в этом и есть отличие – когда просто компонуешь. Есть же разные подходы выстраивания сюжета и композиционного построения. Например, из головы, как учили. А есть то, что есть в жизни, когда ничего не сочиняешь, просто как стоп-кадр. Я пошел по пути стоп-кадра. Притом – по пути обычных незамысловатых сюжетов, потому что в этой повседневности и есть жизнь человека. Если это правильно сделано, то это делается надолго, навсегда, это многих будет интересовать. А если неудачно, то это будет стоп-кадр, который никому не интересен.

DSCN5247

DSCN5244

Для справки

Владимир Федорович Зунузин родился в 1950 году в г. Жуковском Московской области. В 1971 году окончил Пензенское художественное училище. С 1976 года живет и работает в Ульяновске. Член Союза художников РФ с 1984 года. С 1977 года участник областных, зональных, республиканских, всесоюзных, международных выставок. Его произведения находятся в собрании Ульяновского областного художественного музея, Министерства культуры РФ, частных коллекциях и галереях России (Москва, Ульяновск), Италии, Германии, США. 6 сентября 2016 года В.Ф. Зунузину присвоено звание почетного Академика Российской Академии художеств.

Адрес музея: ул. Л. Толстого, 51. Тел.: (8422) 42-05-76.

Юлия Узрютова

Оцените новость: