В Ульяновске провели работы специалисты Всероссийского научно-исследовательского института по проблемам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям. За несколько дней они провели инструментальное обследование не только улиц Новосвияжский и Старосвияжский пригород, но и другие оползневые участки – грузовую и легковую восьмерки, переулки Кирова, волжский косогор от улицы Тухачевского до старого моста, разрез Милановского, поселок Мостостроителей, территорию около филармонии, сквер Карамзина. Каковы первые данные?
Как рассказал ведущий научный сотрудник института Геннадий Нигметов, полный отчет о проведенной работе будет готов через месяц. Он будет включать технические рекомендации для проектировщиков о том, какие работы необходимо провести на оползневых территориях города. Кроме того, по словам главы администрации Ульяновска Алексея Гаева, с институтом будет подписано соглашение о проведении постоянной работы по мониторингу оползневой ситуации в Ульяновске.
Как обследовали?
Геннадий Нигметов рассказал об оборудовании и проведенных работах:
«Это комплексные динамико-геофизические работы. Мы использовали самые современные методы, с применением самой современной аппаратуры. Это и динамический комплекс, с помощью которого мы изучаем шумы в грунте. По этим шумам мы определяем, может ли возникнуть рецидив. Дополнительно мы проводим сейсморазведку, изучаем строение грунтов. Также мы проводим так называемую томографию грунтов георадарами большой мощности».
По его словам, сейсморазведовательные комплексы «Локалит» позволяют просвечивать сейсмическими волнами грунтовый массив в среднем на глубину 20 м и более, изучать его строение, степень обводненности и потом анализировать его несущую способность.
«Комплекс, с которым мы также работали, для оценки динамики грунтового массива в целом, – комплекс «Струна», когда расставляются акселерометры и прослушиваются шумы грунтового массива. Допустим, вода накопилась в определенном месте грунтового массива, формируется как бы грязевой резервуар, который может сползти в виде оползня. И этот грязевой резервуар начинает потряхивать. Шум и тряску можно зафиксировать».
Улицы Новосвияжский и Старосвияжский пригород: кошки вернулись
«Не хотелось бы пугать, – есть такой принцип у сейсмологов и геологов «сейсмическая этика» – но вы сами все знаете, и даже жители стали наблюдать, что при сейсмике животные уходят, воют, здесь то же самое происходило, – говорит Геннадий Нигметов. – Жители рассказывали, что перед оползнем собаки выли, кошки убежали. А сейчас, говорят, кошки вернулись. Наши приборы показывают, что в нижней и средней части Свияги, все более-менее стабильно, но в верхней части наблюдается нестабильность – приборы показывают, что там сохраняется активность. Конечно, на этой территории нужны противооползневые мероприятия, а жителям следует иметь памятки, как правильно себя вести в таких ситуациях».
В районе реки Свияги был сложный блоковый процесс, отметил специалист – один блок поднялся, другой выкрутился, другой опустился, здание подпрыгнуло, спрыгнуло с фундамента, передняя часть осталась на месте, а слепок фундамента оказался внизу. Что касается помощи людям, то, по словам Гаева, этот вопрос будет решаться после того, как будет сделано заключение пригодности этих территорий для проживания.
Восьмерки
Геннадий Нигметов рассказал, что обследование восьмерок проходило совместно со специалистами местных организаций, которые знают эти оползни.
«Мы сравнили наши данные, и они совпали. По анализу и нашему мнению, никого не пугая, стоит сказать, что следует обратить внимание на легковую восьмерку. На грузовой восьмерке выполнены хорошие инженерно-технические мероприятия, она более спокойна».
Между тем, Алексей Гаев отметил, что есть небольшие трещины на легковой восьмерке.
«Речь не идет о каких-то критических подвижках, но мы планируем провести работы, аналогичные тем, что были проведены на грузовой восьмёрке. Это превентивные мероприятия, направленные на увеличение стабильности насыпных грунтов».
Улица Кирова – виноваты поезда?
Геннадий Нигметов рассказал и про обследование склонов в районе улиц Кирова, где после ливней сползли гаражи.
«Когда прослушиваешь склоны в районе Кирова в спокойном состоянии, данные четко не проявляются. Когда идут поезда, склоны начинают себя проявлять. Причем в районе гаражей насыпной грунт хуже себя проявляет, а в районе поселка более высокочастотные шумы, там более устойчивый грунт. Эти проявления провоцируются проходом поездов. То есть динамические нагрузки, как и вода, могут провоцировать, такие ситуации. Однозначно поезда дают вибрацию и провоцируют сход. Поэтому нужно совместно с железнодорожниками взаимодействовать и проводить инженерно-технические мероприятия».
По словам Гаева, уже есть решение РЖД о проведении мероприятий по укреплению косогора и путей, выделено порядка миллиарда рублей. На данный момент практически завершены проектные работы. Сами работы начнутся в этом году.
Сквер Карамзина
В сквере Карамзина специалисты сделали измерения в двух местах – около памятника, а также на месте общего опускания грунта слева (если стоять спиной к памятнику). Геннадий Нигметов рассказал, что проведена томография георадаром, который должен показать наличие пустот, если они там есть.
Ульяновск – уникальное место
Подытоживая рассказ о проведенной работе, Геннадий Нигметов отметил, что Ульяновск находится в уникальном междуречье.
«У вас можно создать уникальный, международного класса полигон, приглашать иностранных учёных, проводить конференции и наблюдения по оползням. Наш институт может первым заключить соглашение, чтобы в рамках щадящих финансовых средств проводить исследования, потому что они потом себя оправдают на международном уровне».
Юлия Узрютова. Фото автора