Яндекс.Метрика

Выключают счетчик: рынок такси в условиях диктатуры агрегаторов

Около полугода назад в Ульяновск пришел первый из московских агрегаторов такси – “Яндекс Такси”. Для города это стало фурором, а вот для легальных таксомоторных компаний и региональных агрегаторов – адом. Со временем, как и ожидалось, вошел второй агрегатор из московской тройки – “Гетт”, очередь за “Убером”, которого больше всего ожидают пассажиры и меньше всего ожидают таксисты.

Для начала стоит отметить, что пару лет назад тройка из “Яндекса”, “Убера” и “Гетта” в России существовала только в Москве и Питере, в регионах же была своя тройка: “Максим”, “Рутакси” (“Везет” или “Лидер”) и “ТапТакси” (“Сатурн” или “Мост”). Ульяновск для них оказался сложным городом, большой силой обладала (и все еще обладает) местная служба 230-230. “Максиму” не удалось завоевать ульяновский рынок так, как он сделал это в других регионах, не помог даже бренд “Поехали” с тарифами от 50 рублей (тогда в других фирмах можно было вызвать машину за 75-80 рублей). “Везет” же очень хорошо продвинулись, отвоевав себе около половины рынка, большим плюсом было раскрученное за счет скидок и удобства приложение. “Сатурн” в Ульяновск заходить побоялся и, вероятно, уже никогда не зайдет, потому что город уже делят более крупные гиганты в сфере такси.

С появлением “Яндекс Такси” город “загорелся” желтыми машинами. Именно за счет желтых “Киа Сид” многие ульяновцы захотели пользоваться этим такси. А что? Качество машин на уровне “Первого таксопарка”, цены ниже нижнего уровня – 49 рублей, немаловажную роль играет и ошибочное мнение, что желтый цвет гарантирует безопасность. К слову, вскоре про безопасность “Яндекс Такси” говорить перестали, те, кто попадали в ДТП во время поездок с “Яндекс Такси” отдавали деньги за неудачно оконченную поездку. Впрочем, каких-то серьезных и крупных происшествий не было, коих в Москве немало, иначе бы они наделали немало шума. У “желтков” или “цыплят” практически не осталось родных деталей, что неудивительно. Если фирма начинала работу со стабильной оплаты – 1200 рублей за 12 часовую тему (что привлекло достаточно опытных таксистов), то в будущем таксопарк-партнер “Яндекса” стал закручивать гайки, увеличив длительность смены до 20 часов, введя обязательный план невыполнение которого сильно било по карману водителей. А план этот в будние дни выполнить могут лишь наиболее удачливые таксисты. Спустя некоторые время, водителей все-таки решили перевести на 12-часовую смену, возможно, это связано с тем, что запчасти на автомобили “Киа” попросту не успевают производить в таком количестве. Что касается не желтых автомобилей, то требования к классу стали снижаться пропорционально снижению доплат водителям за заказы. Если сначала они составляли 50 рублей, то к сегодняшнему дню снизились до 25 рублей. Изменились и проценты с заказов, которые берет “Яндекс”, они стали плавающими: чем больше заказ, тем больше и процентная ставка. Таким образом, если раньше “Яндекс” стабильно брал 15,9%, то теперь за 50-рублей заказ могут взять 5%, а за 500-рублей – 25%. Водители, впрочем, ответили на это по своему и стали спрашивать у клиентов цену указанную в приложении (сами водители ее не знают до окончания поездки) и сразу завершать поездку в приложении, чтобы отдать меньший процент.

Вторым в город зашел нет, не “Убер”, как все ожидали, а “Гетт”. Как правило, цены “Гетт” выше, чем у “Яндекса”, как и класс автомобилей. Даже в приложении вместо отметки “эконом” у “Гетт” стоит “эконом+”, впрочем, в Ульяновске сразу стала доступна лишь возможность вызвать класс “комфорт”, что сказалось и на ценах. При посадке 45 рублей счетчик включался сразу (в других такси в минимальную стоимость, как правило, включены 2-4 км), поэтому минимальная цена составляла уже 55 рублей, но поездок длящихся не более километра и не дольше минуты не так много. И да, в отличие от “Яндекса”, “Гетт” ввел не только плату за километраж, но и за минуты. Километр – 7 рублей, а минута – 3 рубля, после 8 километров – стоимость километра пути подрастала до 15 рублей. Таким образом, за поездку в Новый город с учетом пробки на мосту клиентский ценник становился “хорошим”. Водителю, к слову, интересными становились лишь поездки от 15 км, а не от 8 из-за сложной системы расчета тарифа. Впрочем, длилось это недолго и “Гетт” обрушил цены до “яндексовских” за короткие расстояния, но водителей сразу решили не бросать, на короткие поездки “водительский” ценник стал составлять не менее 100 рублей (даже если клиент платит 39, то остаток ему компенсируется), а также при выполнении плана появились доплаты, которые постепенно стали снижаться. Точнее, план в 8 заказов подняли до 12, а теперь и снизили размер доплат, если раньше он составлял 60 рублей, то теперь 40 рублей за заказ, а чтобы получить прежние 60, то за смену нужно успеть выполнить 20 заказов. Водителям нужно понимать, что кормить вечно компания их не будет и доплаты исчезнут, что же касается разницы в клиентском и водительском тарифе, то водителям обещают, что низкие тарифы для клиентов – мера временная. Вообще, нужно отметить, что в регионах водителям “Гетт” на данный момент доплачивают везде, а сколько это будет длиться – вопрос без ответа.

Что касается появления “Убера”, то слухи об открытии офиса появляются каждый день и уже не первый месяц, но за этими слухами пока не стоит ничего кроме слухов. Нужно понимать сложность региона.

Поняв специфику новых резидентов, доплаты водителям стали вводить и другие агрегаторы (“Везет”, “Максим”), снизив минимальный тариф для клиентов, но у этих компаний нет серьезных сторонних инвесторов, поэтому такой мощью они не обладают и доплаты – это скорее условность.

Недавно в столице агрегаторы включили фиксированный тариф, а не по счетчику. Если для москвичей – это новость, то для ульяновцев в этом нет ничего нового, на счетчик в Ульяновске не перешло большинство компаний. При этом совершенно непонятно, кто от этого в выигрыше: клиенты говорят, что заказы стали стоить дороже, к тому же, водители отказывают в возможности где-то остановиться, куда-то заехать. Водители же недовольны, что в случае затора, пробки или перекрытия, объезд ложится на их собственный карман, но они же и придумали множество способов обмана компании при работе по счетчику, поэтому и сами агрегаторы оказываются не в выигрыше.

Влад Каталымов. Фото – Ярослава Евдокимова.

Оцените новость: