Яндекс.Метрика

Будет ли ограничен произвол коллекторов?

Позволят ли изменения законодательного регулирования коллекторской деятельности снизить давление на должников? Попробуем разобраться в новых нормах.

Ранее было принято считать, что коллекторам было все дозволено при взаимодействиями с гражданами из числа кредитных должников. Они, не церемонясь, могли позвонить в любое время дня и ночи на домашний телефон должника, позвонить коллегам по работе, родственникам, уничижительным способом сообщив о наличии кредитной задолженности перед банком, потребовав оплаты долга. При этом представители так называемых организаций «досудебного урегулирования» не брезговали никогда применением жестких методов такого взаимодействия (угрозы, психологическое давление, различного рода уловки, обман, публичное порицание и т.д.), а иногда и крайне жестоких способов: физической расправы, порчи имущества, в том числе общеопасными способами – путем поджога и т.д. Поэтому законодатель в условиях сложившихся реалий был вынужден найти способ ограничить произвол со стороны коллекторов и защитить права простых граждан.

С 01 января 2017 года вступил в законную силу Закон о коллекторах, который, по сути, принят законодателем для разрешения уже сложившейся острой проблемы взаимодействия коллекторских организаций и должников – физических лиц. Новый закон направлен не только на регламентацию деятельности коллекторских организаций, но и на закрепление прав должников – физических лиц, их эффективную защиту от различного рода злоупотреблений со стороны коллекторов.

Так, что же нового в законе?

Итак, в конце июля 2016 года российскими парламентариями принят Закон «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях». По итогам заседаний правительственных комиссий отмечается целый ряд ключевых моментов, которые содержит этот закон. Самые основные из них отражены в следующих положениях.

1. Должник имеет право потребовать от коллекторов номер или регистрационное свидетельство, подтверждающее факт того, что коллекторская служба включена официально в специальный Реестр.

2. Общаться с третьими лицами – родственниками, коллегами по работе или друзьями должника коллектор имеет право лишь с согласия должника и при наличии согласия этого третьего лица.

3. Взаимодействие должника с банками или службами, действующими в их интересах, должно происходить исключительно путем передачи SMS-сообщений, разговоров по телефону, личных встреч или писем по почте. Иные способы взаимодействия могут быть предусмотрены только письменным соглашением сторон.

4. Легальная коллекторская служба должна находиться исключительно на территории РФ, поэтому никаких требований от зарубежных фирм должник не обязан выполнять.

5. Недопустимо со стороны коллекторов угрожать, причинять ущерб имуществу должника, психологически давить на него, разглашать о нем сведения неограниченному кругу лиц (например, в интернете), вводить в заблуждение или иным образом вредить ему.

6. Нельзя воздействовать на должника с целью возврата долга, если его признали банкротом или же по его кредитному договору с банком была запущена схема реструктуризации долга.

7. Нельзя воздействовать на должника если он является лицом, лишенным дееспособности или ограниченно дееспособным, проходящим стационарное лечение в медучреждении, является инвалидом 1 группы или несовершеннолетним лицом.

Законом введены ограничения взаимодействия банков и коллекторских фирм с должниками. Запрещается общаться с задолжавшим лицом по телефону либо в реальности вне рабочего времени (с 22:00 до 8:00) или в период праздников и выходных, выходить за рамки временного диапазона – с 20:00 до 9:00, встречаться с должником более 1 раза в неделю; количество текстовых сообщений по телефону не должно превышать установленный законом лимит – 2 сообщения в сутки, 4 – в неделю, 16 – в месяц.

Каждый представитель коллекторской организации при звонке либо личной встрече с задолжавшим физическим лицом обязан представиться, назвать свою фамилию, имя и отчество, предьявить удостоверение, регистрационный номер своей организации, чтобы подтвердить легальность действий представителя службы. Контактные телефоны коллекторской организации утаивать запрещается.

По вопросам взыскания задолженности могут теперь взаимодействовать только лишь кредитные организации и выступающие от их имени коллекторские организации, зарегистрированные в установленном новым законом порядке.

Граждане–должники имеют право взаимодействовать с коллекторами либо банками как непосредственно, так и через представителя. Представителем может выступать только адвокат.
Кроме того, должник может отказаться от такого взаимодействия путем подачи соответствующего письменного заявления об отказе не ранее чем через четыре месяца с даты возникновения просрочки исполнения должником обязательства по уплате долга.

За нарушения норм нового законодательства о коллекторах кредитные организации и коллекторские фирмы будут нести материальную ответственность, вплоть до возмещения убытков и морального вреда в пользу физических лиц-должников. Жалобы по вопросам соблюдения названного закона следует подавать в прокуратуру и Центральный банк.

Оцените новость: