Яндекс.Метрика

Калий для «Акрона»

 О проекте развития Талицкого участка Верхнекамского калийно-магниевого месторождения заговорили впервые в 2008 году. Холдинг «Акрон» через дочернюю компанию «Верхнекамская калийная компания» выиграл конкурс и получил право разработки участка. Стоимость работ была заявлена в 16,8 миллиардов рублей, а срок реализации – к 2016 году, когда должен был быть введён в строй Талицкий горно-обогатительный комбинат. Для «Акрона» проект давал перспективу не только непосредственного дохода, но и, что куда важнее, самостоятельности – благодаря работе ГОКа холдинг Кантора сможет сам снабжать все свои предприятия по производству сложных минеральных удобрений хлористым калием, являющимся необходимым сырьём. Избытки добычи позволят Кантору и его холдингу выйти на рынок в качестве поставщика.

Экономика внесла свои коррективы, оказав давление не только на курсы валют и обороты, но и на сам калийный рынок. Если в 2008 году стоимость калия на рынке составляла порядка 500 долларов за тонну, то сегодня эта цена упала в два раза. Однако Кантор от проекта отказываться не намерен. В «Акроне» считают Талицкий участок калийного месторождения в Пермском крае самым масштабным и перспективным проектом холдинга после комбината «Олений Ручей», пуск которого произошёл летом 2016 года. Скорее всего, основная ставка будет сделана на объёмы добываемого сырья.

По планам, мощность производства составит 2 млн тонн, в то время как собственные потребности холдинга Кантора не превышают 300 тыс тонн. Вот и выгода.

Не себе, а людям

Получение «Акроном» лицензии на разработку месторождения имеет и государственное значение – борьба с монополией.

До недавнего времени «калийным монополистом» на рынке по поставке сырья считался «Уралкалий», однако приобретение прав на разработку Талицкого участка месторождения «Акроном», а также покупка соседнего участка месторождения «Еврохимом» эту монополию разрушили. Да и сам Вячеслав Кантор во многих интервью признавался, что одна из ближайших целей «Акрона» – добиться самообеспечения сырьём, без лишних посредников и поставщиков.

Как видно, Талицкий участок Верхнекамского месторождения, даже несмотря на кажущуюся невыгодность, позволит «Акрону» Кантора добиться стратегических целей, а выгоду получить с поставок сырья на другие предприятия.

Непредвиденные обстоятельства всё же вынудили холдинг Кантора несколько раз переносить дату окончания проекта и пуска нового ГОКа в Пермском крае. Изначально речь шла о 2016 годе, но впоследствии срок сдвинулся до 2023 года. Работы на участке тем временем идут своим чередом – изыскания, планирование, согласование.

По последней информации от ВКК, несколько объектов для строительства Талицкого ГОКа уже успешно прошли проверку Госэкспертизы и получили положительное заключение. Остальные проекты находятся на стадии рассмотрения.

Ещё одним подтверждением того, что ни Вячеслав Кантор, ни «Акрон» не планируют отказываться от проекта разработки калийного участка, является факт непосредственного финансирования. В проект уже вложен 1 млрд. долларов, и сегодня Кантор и его коллеги по «Акрону» заняты привлечением ещё 1,5 млрд. необходимых для полной реализации проекта.

Кантор не скрывает, что поиск надёжных инвесторов на такой серьёзный и долгий проект – дело непростое. Руководство «Акрона» сделало ставку на проектное финансирование как самое перспективное и логичное, согласно которому инвесторы берут на себя и часть рисков проекта, а не только прибыль. Но, как выяснилось, далеко не все банки желают брать на себя риск. Если в начале этапа реализации проекта в числе акционеров числилось три банка, то сегодня это число сильно уменьшилось.

Многие акции «Акрон» Кантора выкупил сам, желая большей независимости для проекта и его реализации. Но даже разочаровавшись в финансовых институтах и их нежелании разделять риски новых проектов, Вячеслав Кантор не стал отказываться от идеи проектного финансирования. Просто направил поиски в другое русло, в том числе – в сторону иностранных инвестиций. Сейчас в «Акроне» говорят о Китае, где у компании есть свои связи – компания представлена на китайском рынке через собственные дилерские сети. Кантор же подчёркивает, что ищет для проекта именно проектного финансирования, а не «квази-проектного» – то есть реальных партнёров, готовых пройти весь путь до выхода ГОКа на проектную мощность.

Тем временем проект разработки Талицкого калийного участка и строительство горно-обогатительного комплекса указом губернатора Пермского края уже получил статус приоритетного для региона.

 Проектный горизонт

Не стоит забывать и о том, что разработка участка и строительство ГОКа в Пермском крае хоть и является крупнейшим проектом «Акрона» Кантора на сегодняшний день, но не единственным. Сам Вячеслав Кантор уже доказал свою способность доводить серьёзные проекты до конца – открытием горно-обогатительного комплекса «Олений ручей», на котором присутствовал президент РФ Владимир Путин.

По-настоящему инновационным для России стало и производство редкоземельных металлов, которые «Акрон» Кантора начал выделять при переработке апатит-нефелиновой руды на одной из основных площадок холдинга в Великом Новгороде. Стартовавшее в 2014 году производство уже даёт свои результаты – за прошедший 2015 год «Акрон» реализовал более 200 тонн оксида церия, и это только на российском рынке. Редкоземельные металлы, использующиеся при изготовлении в числе прочего и цифровой техники, могут стать предметом экспорта. Развитие этого направления «Акрон» также озвучил как один из важных для себя проектов.

Кроме того, в начале 2016 года холдинг Кантора заключил договор о сотрудничестве с Курчатовским институтом. Результатом должны стать изучение и улучшение процесса добычи редкоземельных металлов и повышение качества самого продукта. Таким образом «Акрон» уже сделал серьёзный шаг за границы «минеральных удобрений», подключив серьёзную химию.

Оцените новость: