Многолетняя эпопея вокруг агентства недвижимости “Золотой ключ”, которое более 10 лет назад организовало банальную финансовую пирамиду, закончилась. Найденное в процессе банкротства “Золотого ключа” имущество в виде сломанного стула и чайника окончательно признано неликвидным. Единственным активом “Золотого ключа” оказались долги его бывшего генерального директора Старостина, который находится в колонии.
Финансовая пирамида, которую реализовывал “Золотой ключ”, лопнула в 2008 году. К этому моменту компании, возглавляемой Анатолием Старостиным, удалось собрать с вкладчиков более 380 миллионов рублей. Больше всех пострадал от “Золотого ключа” заместитель мэра Ульяновска Александр Елюкин, который вложил в пирамиду более 28 миллионов рублей.
После развала схемы начались судебные процессы по двум направлениям – было заведено уголовное дело в отношении господина Старостина, а господин Елюкин инициировал в арбитраже банкротный процесс в отношении “Золотого ключа”. В результате следователи накопили несколько десятков томов в уголовном деле, и в 2011 году Старостин отправился на 8 лет в колонию. Постепенно, ввиду явной бесперспективности, практически сошел на нет и арбитражный процесс – еще в 2010 году все найденное имущество компании за исключением автомобиля Toyota Camry решением собрания кредиторов было списано как неликвидное, а Toyota продана. Деньги от продажи авто пошли на выплату вознаграждения конкурсному управляющему и на погашение залога, которым была обременена “Тойота” за месяц до развала пирамиды. Главным же достижением в процессе оказалось решение арбитражного суда от 2011 года о привлечении к субсидиарной ответственности по долгам “Золотого ключа” Анатолия Старостина, у которого нашлось вполне осязаемое имущество в виде коттеджа в центре города. Впрочем, кредиторам так ничего получить и не удалось – арестовать и реализовать имущество бывшего директора приставам не удалось ввиду того, что оно было обременено требованиями первой очереди в рамках уголовного дела.
Дело заглохло, но в начале 2016 года фактически реанимировано усилиями вкладчицы “Золотого ключа” Светланы Гусь, известной по участию в разнообразных акциях и пикетах против “Золотого ключа”. С помощью арбитражного суда тогда кредиторам удалось сместить конкурсного управляющего “Золотого ключа”, который не проводил собрания кредиторов. В итоге новым конкурсным управляющим была назначена Лейла Замалтдинова, которая и написала в июле заявление о необходимости прекращения многолетнего бесперспективного банкротного процесса. Это заявление суд рассмотрел в начале августа и согласился с доводами конкурсного управляющего, которая основательно подготовилась к процессу, сделав все необходимые запросы о наличии у “Золотого ключа” всех видов имущества.
Имущества не оказалось никакого. Возражения Светланы Гусь относительно того, что в уголовном деле присутствовал список из 192 единиц имущества, судом поддержаны не были ввиду того, что принадлежность этого имущества “Золотому ключу” не выявлена, да и само имущество не найдено. В результате оказалось, что все, что осталось от “Золотого ключа”, – это требования в отношении Анатолия Старостина на сумму в 200 миллионов рублей. При этом долги перед ООО в размере 40 миллионов попали в третью очередь. На первом месте в списке взыскания – ущерб, причиненный преступлением в размере 88 миллионов рублей. Очевидная бесперспективность взыскания со Старостина, находящегося в колонии, хоть каких-то денег для кредиторов оказалась очевидна как конкурсному управляющему, так и суду. В результате, несмотря на возражения Светланы Гусь, банкротство “Золотого ключа” закончилось.
Собственно, на этом можно считать законченной и всю многолетнюю эпопею вокруг “Золотого ключа”. Её итог прост – 200 миллионов рублей куда-то исчезли, виновник в колонии, а шансов вернуть какие-либо деньги у вкладчиков пирамиды нет.