Яндекс.Метрика

Приглашают поиграть в лето

С 1 июня в антикафе “Кошкина Пижама” на улице Ленина, 78 заработал летний лагерь для дошкольников. В лагере используются нестандартные для большинства ульяновских развивающих школ подходы к занятиям с самыми маленькими учениками. Об этих методах, учитывающих потребности детей и делающих обучение увлекательной игрой, мы поговорили с руководителем летней школы Лианой Величко.

– Лиана, как у тебя появилась идея детской летней школы?

– Мечта о летней школе появилась у меня в прошлом году. Я смотрела на детишек в школе «Микроша» и понимала, как же им не хватает возможности побегать, попрыгать, порезвиться без парт и четырех стен. И мне очень захотелось подарить детям нечто большее, чем 20 минут обычного урока в обычной школе, подарить им солнце и ветер, подарить им пространство, в которое им захочется возвращаться снова и снова, где они всегда будут чувствовать себя как дома, подарить им время… Время игр, сказок, веселых встреч и красивых праздников. И, как оно обычно бывает, когда задумываешь что-то хорошее, судьба подарила мне знакомство, которое помогло организовать и реализовать лагерь в самом любимом мною месте Ульяновска – тайм-кафе «Кошкина Пижама».

liana

– Ты имеешь первое педагогическое образование, второе высшее – юридическое, в соответствии с которым и работала до декрета. А когда и в каком качестве ты начала работать с детьми?

– По первому специальному образованию – я воспитатель с правом преподавания английского языка. Но педагогика как таковая проявилась в моей жизни только после рождения старшей дочки в 2010 году, когда я вместе с Еленой Кириленко придумала Мастерскую Счастья «Радость моя» для наших детей. В рамках Мастерской мы до сих пор придумываем много разных мероприятий: мастер-классов, семинаров, встреч… Самыми любимыми мной остаются такие проекты Мастерской как «Дети-дельфины», «Листая сказки» и «Прогулки в Детство».

В 2014 году меня пригласили вести курс «Логика и математика для малышей» в школе раннего развития «Микроша» при ЦНТИ. Мои заметки об этих занятиях можно прочитать по хеш-тегу «Микроша» в Инстаграмме (@dorogi_vetra) и ЖЖ (v_eriale).

Логика – это проявление моего второго высшего образования – юриспруденции (с 2006 года до рождения дочери я занималась темой размещения госзаказов). Юриспруденция – особая стихия. Нормы, четкие построения, схемы, системы, доказательства, закономерности… А еще умение донести свою точку зрения, увидеть главное, в нужный момент – играть, в нужный момент – настаивать на своем. Все это, как оказалось, очень пригождается, когда речь идет о детях.

– В программе летней школы много непонятных обывателю слов: заниматика, бионика, мандалы и прочие. Расскажи подробнее, о занятиях и этих и других терминах.

– Этих непонятных слов еще больше в нашей программе, которую я публикую каждую неделю в группе лагеря, на самом деле, все это лучше попробовать, чем много раз об этом услышать. Но я попробую рассказать.

Заниматика – это смежный курс, включающий в себя математику и логику, адаптированный под детей-дошкольников и построенный на основе игр, головоломок, интересных фактов, способных служить главной цели курса – заинтересовать детей математикой. Чтобы у них осталось приятное послевкусие от сложения и вычитания, от слов «цифры» и «формы», от разного рода заданий. В этом курсе использованы наработки таких педагогов как Юлия Ремпель, Женя Кац, Александр Звонкин, Александр Лобок, работы которых я очень люблю и уважаю. У Лобока в его книге «Другая математика» есть удивительные слова, которые как нельзя лучше описывают мое ощущение математического мышления:

«Математическое мышление глубоко эстетично в самой своей сути. Оно насквозь пронизано идеями гармонии и орнамента, идеями красоты и порядка. Можно выдвинуть даже более сильный тезис: в каких-то своих самых глубоких культурных основаниях эстетика совпадает с математикой, и математика в своих исторически первых формах есть не что иное как попытка описания и воспроизведения гармонии, попытка описания и воспроизведения красоты в ее орнаментальных формах».

И да, я верю, что малышам гораздо важнее привить чувство, что математика – это красиво, вкусно и интересно, нежели научить их технично считать до 100 и складывать столбиком. Хотя, как правило, «побочным эффектом» первого почти всегда является второе.

Бионика – от древнегреческого слова бион  — «ячейка жизни». Изучает бионика биологические системы и процессы с целью применения полученных знаний для решения разного рода исследовательских задач. Бионика помогает человеку создавать оригинальные технические системы на основе идей, найденных и заимствованных у природы. Бионика используется инженерами, физиками, химиками, архитекторами, дизайнерами. Лично я использую курс бионики, разработанный архитекторами проекта «АрхиКидс» специально для детей.
Природа детям интересна сама по себе. Я замечаю, что дети на природе совсем забывают о существовании взрослых. У них появляется собеседник получше. 

Но, как писал Сухомлинский, только лишь созерцанием природы мы не сможем питать мысль ребенка. Вслед за созерцанием всегда должно идти осознание, всегда должны появляться вопросы, перебираться ответы. Только так Природа становится источником мысли и слова, а не одним лишь фоном к ним. 

Мандалы – это уникальное явление в искусстве. Их давно и успешно используют и в педагогике (мандалы помогают при тренировке фотопамяти по системе Макото Шичиды), и в творчестве (мандалы можно рисовать, плести, выкладывать из фруктов, камней, листьев), и в арт-терапии (рисование мандал широко задействовано в распространенной сейчас практике медитативного рисования). Я использую их во всех направлениях. У детей из Микроши, к примеру, одни из самых любимых занятий – это упражнения с мандалами, которые они называют «каля-маля».

– Кроме того, ты говоришь об использовании ТРИЗ-педагогики. В чем ее суть?

– Была сильно удивлена, когда открыла для себя, что, оказывается, не все знают, что Ульяновск – это одна из главных ТРИЗ-столиц России. Одна Татьяна Александровна Сидорчук чего стоит!

Так вот. Мне несказанно повезло у Татьяны Александровны учиться в моем нежно любимом педколледже №1! И дважды повезло, что она нас, как экспериментальную группу, учила не теории преподавания ТРИЗ, а давала пожить этой техникой, попробовать на вкус, поиграть: мы сочиняли загадки, писали рассказы от имени реки и неба, искали способы изобразить круг, варились в котлах мозговых штурмов, учились видеть неочевидное и находить новые способы применения старым вещам. С тех пор я верю в ТРИЗ.

И она в нашем лагере будет. Будет в сказках и загадках, в попытках объяснить необъяснимое, в стремлении посмотреть на любое явление с новой неизведанной пока стороны. Именно это дает нам возможность питать мысль, организовывать ум, растить в детях любопытных исследователей, а не скучающих потребителей, вырастающих на безжизненной почве техник, только наполняющих мозг ребенка.

И даже если вы не попадете в наш лагерь, обязательно поищите в сети книги Татьяны Сидорчук, Анатолия Гина и, конечно, Генриха Альтшуллера. Как минимум, вы обогатите свое видение возможностей педагогики, а как максимум – дадите своим детям мощный стимул к развитию и росту.

– Многие родители считают, что детям, тем более дошкольникам, летом стоит отдохнуть, а не сидеть в помещении и опять чему-то учиться. Но ты утверждаешь, что занятия в летней школе не будут обычной учебой. А какими ты их планируешь?

– Как-то прошлым летом мне случилось подслушать разговор двух мальчишек о том, как они провели лето. Одному мама настоятельно советовала: «Расскажи, что ты получил первое место по плаванию!» Ему ничего не оставалось, как с обреченным видом подтвердить: «А я получил медаль за первое место по плаванию». На что второй пацаненок, с искрой в глазах, ответил: «А я в деревне нагишом по лужам бегал и в грязи валялся!» Видели бы вы глаза «медалиста»… Там черным по белому было: да я бы променял все свои медали за то, чтобы поваляться в грязи!… А потому главное, что мы можем дать детям летом – это лето. А лето – это не учеба, не занятия, не победы и не медали. Это праздник, который навсегда останется с нашими детьми.

И тут я уже завидую сама нашим детенышам, потому что мы готовим: Праздник открывания летних дверей, День Карлсончика, День мороженого, Самый Долгий День, День Котофеев, Праздник барабанов и много еще других разных дней, и обязательно День шлепания по лужам! 

А еще мы приготовили резинки и скакалки, мячи и биты, цветные мелки и колечки! В общем, всё, что может пригодиться для старых добрых дворовых игр: классики, лягушки, квадрат, резиночки, краски, штандер, море волнуется раз, тише едешь-дальше будешь, салки, прятки, чехарда, вышибалы, разрывные цепи… Сколько же их! И, не знаю, как вы, а я с удовольствием попрыгаю в резиночки и лягушки! Кстати, наш лагерь хорош еще тем, что родители при желании могут оставаться с детьми и сами ненадолго вернуться в детство.

Занятия для детей от 4 до 7 лет проходят со вторника по пятницу с 10.00 до 14.00 в антикафе “Кошкина Пижама” в креативном пространстве “Квартал” на улице Ленина, 78. Стоимость дня занятий составляет 500 рублей. Чтобы летний лагерь был готов принять вашего ребенка, позвоните заранее Лиане Величко по номеру 89063916480.

Фото – “Квартал” и из личного архива Лианы Величко.

Оцените новость: