Яндекс.Метрика

История фото 1958 года «Мост на ту сторону». Как за фотографирование моста посчитали шпионом

В 1958 году в Ульяновске открыли автомобильное движение через Волгу. Карьера молодого фотографа Леонида Лазарева, фотокорреспондента журнала «Советская женщина», тогда только начиналась. В Ульяновск он приехал впервые, его интересовало буквально всё: люди, события, стройки, ландшафт. «Я стою на мусорной урне, балансируя, гляжу в камеру, – позднее пишет он в своем рассказе «Мост на ту сторону». – Передо мной огромный мост через Волгу. Меня немножко пошатывает, и я пытаюсь держать равновесие, несколько раз нажимаю на спуск затвора. – Это шпион! Товарищи! Товарищи! Сюда! Шпион!».

Этот рассказ Леонида Лазарева прочитали на выставке «Путешествие во времени. Ульяновск Леонида Лазарева», которая открылась в научно-исследовательском комплексе «На Московской» (улица Ленина, 60). Будучи совсем ещё молодым человеком, он, как фотокорреспондент журнала «Советская женщина», в 1958 году впервые приехал в Ульяновск. Кадры, сделанные здесь в то время, открыли ему путь в большую фотографию, принесли звание лауреата всесоюзной фотовыставки 1959 года. В 1962 году за фотопортреты «Н.П. Хрущева», «Ветеран манежа» и фотографию Юрия Гагарина по версии зарубежной прессы он назван в числе лучших фотографов мира. А тогда, в 1958 году, его карьера только начиналась.

Фотоработы, выполненные в 1958 году в Ульяновске, на выставке представлены впервые.

Но вернемся на Венец 1958 года и продолжим читать рассказ Леонида Лазарева:

«…Несколько человек окружили меня. Обернувшись, я начинаю терять равновесие и пытаюсь не упасть.
– О, как извивается! Улизнуть хочет! Хватаем его!
Крепкие руки стащили меня с урны, сорвали аппаратуру. Подъехал «воронок», и я оказался в окружении людей, которые суетились вокруг меня совершенно молча.
Автомобиль остановился около здания с колоннами. Через несколько секунд я оказался в небольшой комнатке с лампочкой и скамейкой. – Аппаратура, пленка?
– Здесь, в кофре. Этот аппарат с черно-белой, а вот с цветной.
– Цветной подождет.
Сколько сидел – не знаю. Мне хотелось спать, потом мне не хотелось спать… потом опять хотелось спать…
Лязгнула дверь. Блеснула металлом лампочка. Из дверного проема я услышал:
– Встать. За мной.
Мы вошли в огромную темноватую комнату. В середине стоял стул.
– Сесть.
Я повиновался. Передо мной оказался большой, длинный, накрытый каким-то темным материалом стол, за которым сидело человек десять в штатском. Справа, на торце, замыкал президиум человек в генеральской форме.
– Кто? Зачем?
Мне задавали одни и те же вопросы по многу раз. Общего языка не получалось. Я чувствовал непреодолимую вялость. Во мне пытались разглядеть шпиона. Ситуация казалась абсурдной и даже смешной, и я эту мысль произнес вслух.
– Ну что же вы меня называете шпионом, мне еще только двадцать лет. Я только-только…
– Шпионы бывают разные… Признавайтесь. Зачем вы снимали в ту сторону?
– Это красиво: мост, прекрасная погода.
– Зачем встали на урну?
– Композиция требовала, а кидать окурки можно в другую урну.
– Он еще и шутит! – вставил стоящий рядом лейтенант.
То, что происходило, разговором не назовешь, да и ощущение времени как-то стерлось.
Я повторял одно и то же: “снимал”, “мне нравится”, “красиво”.
Атмосфера сгущалась. Президиум стал совещаться. Близилась развязка.
Неожиданно я вспомнил улыбчивое лицо моего наставника Кирика Владимировича Орлова, главного художника издания, на которое я работал. Вспомнил его напутственные слова:
– Лёнечка! Начинаем работать… Навести родителей. Немного отдохни. Недельки две, не более, – при этом он улыбнулся по-отечески и добавил:
– Ты ведь едешь на Волгу. Василий Захарченко как главный редактор подписал бумагу, чтобы оказывали тебе всяческое содействие в съемке. Снимай, Леня, все.
Приедешь – разберемся.
Как наяву, я снова услышал эти слова. Вскочив со стула, я выпалил:
– Что вы, на самом деле! Препятствуете выполнить задание! Мне поручили!
Стало тихо. Несколько секунд вся группа белым глазом смотрела на меня.
– Я снимаю для Брюсселя, для газеты «Спутник», для Всемирной выставки. На многих языках. Вот бумага – моя правая рука опустилась во внутренний карман куртки.
Люди напряглись.
– Брюссель… Иностранец? Почему не обыскали?
Молниеносное движение со стороны лейтенанта, и бумага на бланке газеты «Спутник», выходящей в советском павильоне Всемирной выставки, оказалась в руках председательствующего.
Листок немного дрожал в его руках. Участники допроса образовали группу вокруг бумаги. Задние вытягивали шеи, пытаясь одновременно прочесть загадочный документ. Взгляды снова устремились на меня.
Кто-то тронул меня за плечо. Очнувшись, я увидел перед собой лейтенанта:
– Ну, фотограф, пойдем.
– Цветную пленку проявили? – поинтересовался я.
Лейтенант внимательно посмотрел на меня, но ничего не сказал.
Солнечный свет ударил в глаза, цвета переливались и вспыхивали яркими звездочками, было больно смотреть. Я глупо улыбался. Смятение чувств переросло в ощущение надежды.
Те далекие дни оказались для меня чрезвычайно плодовитыми. Родились кадры, неоднократно опубликованные. Именно этими изображениями я обратил на себя внимание Лидии Павловны Дыко, автора книг по фотокомпозиции и моего будущего преподавателя во ВГИКе.
Спустя несколько десятилетий, случайно увидел на телевизионном экране информацию о городе, в котором начиналась моя профессиональная судьба. Оказывается, в тех местах находился завод, принимавший участие в создании атомной бомбы.
Дымовая труба этого завода не вошла в мои композиции – видимо, была недостаточно красива».

Дымовая труба – труба Патронного завода на Нижней террасе, пояснил краевед Иван Сивопляс. Тогда были ограничения: запрещалось фотографировать стратегические объекты с высоты более чем два метра, стоя на урне, фотограф, превышал эти ограничения.

Фотографию «Мост на ту сторону» и другие фото Ульяновска 1950-1970 годов можно посмотреть на выставке в научно-исследовательском комплексе «На Московской» по адресу: улица Ленина, 60. Тел.: (8422) 32-47-84

Леонид Лазарев. Экскурсия на морозе

Ленин

Леонид Лазарев. На стройке
DSCN1112

Леонид Лазарев. Поколения
DSCN1147

Леонид Лазарев. Тревога
DSCN1140

DSCN1143

Современные работы, сделанные в Ульяновске

DSCN1103

DSCN1104

Юлия Узрютова

Оцените новость: