Яндекс.Метрика

Закрома родины: откуда берутся продукты в супермаркетах

История о том, как мы искали и нашли бизнес, для которого кризис оказался благом, а импортозамещение — реальной действенной стратегией, и заодно выяснили, откуда берутся продукты в супермаркетах.

IMG_1461

Рассуждали мы просто. Раз есть разнообразные программы импортозамещения, то должна быть и приоритетная государственная поддержка. Поэтому мудрствовать мы не стали, а просто обратились в областное правительство с просьбой дать контакты предпринимателей, бизнес которых выиграл от импортозамещения. Правда выяснилось, что государственная поддержка и выгода от реального импортозамещения напрямую никак не связаны. Оказалось, что есть ниши, где импортозамещение оказывается оптимальной стратегией и без опеки государства.

Отправились мы на Нагаткинский перерабатывающий комбинат, который, как несложно догадаться, расположен в Большом Нагаткино Цильнинского района.

Найти улицу Заречную в поселке оказалось не так просто. Местные пожимают плечами – «не знаем». Помог навигатор — комбинат оказался на самой окраине поселка.

IMG_1477

«Тут раньше была база механизации» – комментирует директор комбината Сергей Пиянин, показывая территорию. По словам директора, в 2010 году, когда предприятие только основывалось, территория была настолько заброшенной, что местами сквозь асфальт прорастали деревья. Сегодня несколько корпусов капитально отремонтировано. Именно в них и размещается производство. Остальные стоят со вставленными окнами, но без отделки.

В ответ на вопрос о государственной поддержке, директор вспоминает именно начало работы, когда предприятию крепко помог муниципалитет, установив налоговые льготы, а также поучаствовав в скорейшем оформлении недвижимости, что позволило быстро начать работу. Потом были ещё и кредиты с субсидированной процентной ставкой, но ключевой роли они уже не играли.

IMG_1471

Заинтересованность Цильнинского района понятна сразу — комбинат начал с запуска линии по производству прессованного сахара. Сырье, естественно, в основном местное — с цильнинского сахарного завода. Который, в свою очередь, закупает местную сахарную свеклу, которой занимается значительная доля районных с/х предприятий. Таким образом, комбинат замкнул «пищевую цепочку» – все стадии переработки сахара оказались сосредоточены в районе. То есть, главный местный ресурс используется максимально.

IMG_1499

Сегодня прессованный сахар под брендом «Аливико» серьезно потеснил с полок ульяновских супермаркетов продукцию других производителей — красные и синие картонные коробки даже успели примелькаться. При этом с рынка были вынуждены уйти и полуподпольные производители прессованного сахара, которые «пекли» его чуть ли не в гаражах, — конкурировать с нормально упакованной продукцией гарантированного качества их изделия попросту не смогли.

Как производится сахар?

Производство прессованного сахара на деле оказалось не слишком сложным. Сахар-песок поступает в бункер, из которого «самотоком» попадает в автоматизированный пресс, в котором помимо прессования происходит и выравнивание влажности сырья. После этого уже сформированные кубики сахара отправляются на сушку.

IMG_1490

Линия сушки представляет собой конвейер из нескольких закрытых боксов — в первых кубики сушатся, а в последних охлаждаются.

IMG_1493

По нашей просьбе рабочий открывает крышку одного из боксов — вместо ожидаемых ТЭНов на крышке видны ультрафиолетовые лампы. Сергей Пиянин улыбается: «Ездили на выставку, там подсмотрели».

Самая захватывающая часть — фасовка. Она осуществляется сразу же с помощью, фактически, огромного пылесоса. Нужное количество «кубиков» попросту присасывается к специальной площадке и переносится в картонную коробку.

IMG_1480

Закатка

После запуска производства прессованного сахара, комбинат начал выпускать консервы из местного сырья. Идем в соответствующий цех. В отличие от «сахарного» цеха, там царит тишина посреди множества европоддонов со стеклянными банками: огурцы, капуста, помидоры. Центральное место занимает еще советский аппарат для мытья овощей — горка из роликов, по которым в пару протаскиваются грязные огурцы. Точнее, протаскивались — никакого намека на влагу в цехе нет.

IMG_1469

Оказывается, заводская консервация столь же сезонная, как и домашняя. Банки «закатываются» по осени, а зимой на них лишь клеят этикетки и пакуют в европоддоны. «Сети активно берут. Мы специально сделали разноцветные крышки — одни для помидоров, другие для огурцов» – комментирует Пиянин.

IMG_1476

Про себя оцениваем сию хитрость — в модных ныне магазинах-дискаунтерах, больше похожих на склады, принято торговать прямо с поддонов. И тут малозначимый на первый взгляд цвет крышки играет весьма важную роль. Но расспросить про нашу догадку забываем — директор уже ведет в цех фасовки.

Фасовка

IMG_1504

Этот цех активно работает и зимой. Благо, фасовать всегда есть что. Две линии позволяют за смену придать стандартный магазинный вид шести тоннам сахара, круп, киселей, компотных смесей и прочих сыпучих продуктов. «Пробовали фасовать и специи, но не пошло» – комментирует директор. В итоге сейчас упаковывается только лаврушка. Наиболее распространенные на магазинных полках белые бумажные пакеты с ней — это как раз продукция из Большого Нагаткино.

Закрома родины

IMG_1494

«Санкции, которые наложили на Россию, местному производителю отчасти пошли на пользу» – говорит Сергей Пиянин. По словам директора, кризис вовсе не привел к спаду производства. Скорее, наоборот — комбинат планируется расширять. Продуктовые сети оказались заинтересованы в реальном импортозамещении. Но вовсе не из-за соответствующей государственной политики, а просто потому, что деваться некуда. И оказалось, что здесь работают реальные рыночные механизмы. На фоне санкций стали развиваться не только переработчики, но и производители сырья, которые почувствовали реальный спрос на продукцию. Причем, как рассказал директор, ныне в числе поставщиков комбината оказываются вовсе не только крупные с/х производители, но и масса «ИПшников», которые выращивают огурцы или капусту. Вполне может быть, что впереди нас ожидает даже возврат поселковой специализации 90-х, на фоне которой приобрели всероссийскую известность, например, подмосковные Луховицы, знаменитые своими огурцами. За подтверждением тренда далеко ехать не пришлось — одним из поставщиков капусты оказалось соседнее с Нагаткино село Крестниково.

Оцените новость:
  • (21 голосов, средний: 4.81 из 5)
    Загрузка ... Загрузка ...