Торговые центры пустеют не потому, что нет рекламы товаров. Скорее, наоборот, рекламы нет, потому что затухает торговля
Одно из городских печатных изданий провело расследование на тему, почему ульяновцы перестали ходить в торговые центры (ТЦ), обойдя с этой целью несколько крупных магазинов в центре Ульяновска.
При посещении журналистами этих объектов в них находились считанные единицы покупателей. В одном, например, очень большом, они насчитали всего семь посетителей. Исследователи спрашивали и их, и руководство ТЦ о причинах отсутствия покупателей.
Кто на камеру, кто без камеры говорил, что дело и в сокращении зарплат, и в потере многими людьми работы, и в сильном удорожании товаров из-за падения курса рубля. И еще – в том, что отсутствует реклама того, что продается, и покупатели не знают, что в этих ТЦ есть.
Издание, проводившее расследование, является рекламным, то есть столкнувшимся, вероятно, как и все СМИ, с падением доходов от снижения публикуемых рекламных объявлений и вообще текстов. И рекламный мотив – это что-то вроде намека хозяевам торговых центров. Впрочем, в статье об этом расследовании прямо приводится расхожий слоган «Реклама – двигатель торговли», и как вы-то, мол, собираетесь вести дела, если в этой части все свернули. Подход издания понятный, хотя, конечно, и немного наивный.
Запустение торговых центров – это следствие и текущих процессов, и, наверное, стратегических просчетов их владельцев, которые в свое время не учли того, что может быть. Идея была проста. Вложимся, построим, сдадим площади в аренду и будем без каких- либо проблем жить. Народ будет богатеть и ходить по торговым центрам, обогащая и продавцов, и нас, арендодателей. Соблазн этот был столь велик, что в обзаведение собственными торговыми, торгово-офисными, торгово-развлекательными центрами бросились все, у кого водились деньги. В ТЦ перепрофилировали и заводы города, как, к примеру, бывший радиоламповый, и спортивные объекты, как бывший стадион «Спартак» на улице Минаева, и недостроенный Ледовый дворец на Свияге, превращенный в торгово-развлекательный центр «Аквамолл». С целью переделки в ТЦ начали было восстанавливать из руин и много лет заброшенное здание рядом с остановкой «Улица Железной дивизии». И строить новые. И строить жилые дома с расчетом открытия на их первых этажах все тех же торговых центров. Мысль, что для го- рода, обходившегося когда-то одним ЦУМом и несколькими его филиалами, торговых точек может быть избыток, в головы, похоже, никому не приходила. Либо приходила, но ее гнали, надеясь на жизнь и развитие.
Но жизнь дала трещину под названием «Крым», после чего все стало рушиться – нефть, газ, рубль, иностранные кредиты, сотрудничество с Европой, Австралией и США, доходы россиян, социальная сфера, из которой деньги начали резко перекидывать на милитаризацию, уровень жизни населения, поездки граждан в отпуск за границу, инвестиции, бюджеты. Словом, все, что было драйвером развития. Рушиться под дружное «Крым наш». На смену надеждам пришли апатия и безденежье – под аплодисменты и многих владельцев объектов торговли, и СМИ. И, как сказал Александр Невзоров в радиоинтервью по поводу акции протеста дальнобойщиков, если они, когда кричали «Крым наш», думали, что им за эту авантюру не придется платить, они ошибались, только и всего.
Слоган «Реклама – двигатель торговли», безусловно, верен. Даже в российской кривой действительности, но у ТЦ, ТОЦ и ТРЦ на рекламу, думаю, реально нет денег, ведь эти сверкающие мрамором и гранитом дворцы надо содержать. Их надо отапливать, освещать, охранять, убирать. И тут надо сказать отдельное спасибо властям, гнавшим ради монополий все эти годы вверх тарифы на свет и тепло и догнавшим их до того, что неплатежеспособным становится даже бизнес, раньше коммунальных стонов населения не замечавший. Но теперь оказывающийся с населением в одной лодке. С пробоиной под килем.
Симбирский курьер: Артур Таниев – http://sim-k.ru/2015/12/18/torgovlya-zatuxaet/