Яндекс.Метрика

Александр Луконин: Чем дальше от политики, тем надежнее

С 29 мая 2015 года ульяновец Александр Луконин представляет весь Приволжский федеральный округ в Бюро ЦК РСМ – одном из ключевых органов Российского союза молодежи (РСМ). Неожиданное для самого Луконина решение было принято на пленуме РСМ, приуроченном к 25-летию организации. Этот факт послужил дня нас поводом выяснить, а что вообще такое РСМ, про который многие слышали в связи со «Студенческой весной» и идеей о возрождении стройотрядов, но мало кто понимает, что это вообще такое – искусственная придумка власти, живая общественная организация или что-то другое?

– Что такое РСМ?

– Российский союз молодежи – это преемник комсомола, общероссийская общественная организация, которая на 12 дней старше РФ. Решение о создании РСМ было принято 31 мая 1990 года на съезде ЛКСМ РСФСР.

Организация изначально была вне политики, вне коммерции. Её целью является создания условий для развития молодого человека. Здесь никто не предлагает готовых рецептов, но любую инициативу готовы поддерживать. В последние три года РСМ является оператором президентских грантов. Также союз занимается патриотическим воспитанием. Это сейчас у нас много различных патриотических организаций, а на тот момент их не было.

– Какие крупные программы РСМ реализуются в области?

– Для начала надо понять, чем отличается проект от программы. Проект – это то, что стартует изначально. Потом он может перерасти в программу, а может и закончиться. Если проект через несколько лет может самостоятельно существовать, то это уже превращается в программу и привлекает партнеров, если кому-то это интересно.

На сегодня самая крупная, и уже разошедшаяся по регионам программа, – это «Студенческая весна». Потребность в творчестве есть в каждом человеке. В «весну» человек вовлекается на первом курсе, когда начинается социализация в университете. Сначала ребята готовят выступления своих факультетов, далее защищают честь вуза на областной сцене, а после команда региона едет на всероссийскую весну.

Творческие вещи позволяют набирать команду. После этого часто начинается работа по разным другим направлениям. Так было в 1997 году, когда мы воссоздали организацию в Ульяновской области на базе УГСХА. Тогда ничего не было.

Сначала был творческий актив, а дальше пошли какие-то трудовые вещи. Пришли к ректору, спросили, как можно заработать. Тот говорит, что надо площадки детские покрасить, я вам наряды выпишу. Дали три банки краски, но так как это были люди с творческим подходом, то они их так разукрасили, что люди потом ещё 10 лет вспоминали это.

Далее началось движение студенческих отрядов. В сельхозакадемии надо было прорубить аллею от общежития до ветеринарного факультета. Бензопилу привезли только на третий день, до этого ребята двуручной пилой все это пилили.

Далее стали работать студенческие механизированные отряды. Сейчас много работает студенческих отрядов, в том числе и педагогических по технологиям РСМ. Между нашей системой и случаем, когда студенты приходят просто на практику, есть разница.

Наглядный пример, когда в одном лагере проходили две смены – от РСМ и просто смена с вожатыми и практиканты. Если у нас все дети целый день заняты, чему-то учились и всегда были вместе, то на другой смене дети были предоставлены сами себе.

Можно создать много различных учреждений, взять людей на ставку, они будут работать целый год, но какой от этого будет результат на выходе? Особенно в сравнивая с тем, когда человек работает на интересе, ему это нравится.

Сейчас мы развиваем ещё одно направление – молодежные трудовые отряды. Работа эта ведется через центр социальной адаптации “Перспектива” и департамент занятости. Туда записываются ребята от 14
до 18 лет. В наше время мы и с 12-13 лет могли работать, то сейчас контролирующих органов больше, чем работающих.

Со строительными отрядами у нас сейчас очень слабенько в регионе.

– Почему?

– Нужна политическая воля. У нас же сейчас все через торги и аукционы, соответственно не понятно кто будет подрядчиком, генподрядчиком, субподрядчиком. Как правило, студентов рассматривают как рабочую дешевую силу с минимальной оплатой труда. Ну, какой сегодня студент пойдет работать физически за 4,5 тысячи рублей, когда он может спокойно заработать больше в коммерческой организации?
Активно в своё время УлГУ и «политех» в эту тему включились и отправили студентов на обучение строительных специальностей. Затем они поехали работать на Ямал, олимпийскую стройку, на объекты на универсиаде.

– На мероприятиях РСМ есть волонтеры?

– Я ненавижу слово «волонтерство». За свой труд надо получать вознаграждение. Это обычная мировая практика, когда человек получает средства, чтобы доехать до работы, покушать и на небольшие расходы. Сейчас это все подменяется административным ресурсом, что в наше время все работали бесплатно. Да, никто не работал бесплатно.

Когда в наши проекты приходят добровольцы, то мы стараемся, чтобы им было интересно или была бы польза от участия в мероприятии. Или они получают какое-то вознаграждение, хотя мы не говорим про астрономические суммы.

– Что необходимо для вступления в РСМ?

– У нас не вступительная основа. Во многих организациях так – пришел, написал заявление, где тебя записали. Здесь же тебе сначала надо принять участие в проекте, показать свои качества, проявить себя, и лишь после этого тебя могут принять.

После принятия в организацию молодые люди переходят на новый уровень – межрегиональное взаимодействие, обучение. Что нужно молодому человеку, девушке? Новые знакомства и друзья. Вот это своим участникам дает организация.

– Сколько участников РСМ в Ульяновской области?

– В регионе 2,5 тысяч человек с заявлениями. В целом по стране 70 регионов входят в РСМ. Но, естественно, что в мероприятиях участвует больше человек.

– Каким должен быть проект, чтобы его можно было реализовать в РСМ?

– Либо это должно быть интересным молодежи или партнерам. Например, когда начинается студвесна, к нам обращаются сразу несколько компаний, которым интересна аудитория студенческая, и сами предлагают стать партнерами. Мы за все платим, у нас льгот нет. Под это затачивается алгоритмы работы, которые остались ещё с комсомола. Конечно, они были изменены с учетом новых реальностей.

– РСМ-вец. Он какой?

– Когда молодой человек приходит к нам самореализовывать себя, то он знает, что его не будут отправлять из кабинета в кабинет, требовать той или иной бумажки. У нас все делают сообща, проблемы решаются на мозговом штурме, и там становится понятно кто за что отвечает. Человек понимает, что если он это не сделает, то он подведет всю команду. И зона ответственности становится другая.
У нас, как правило, люди нарасхват. Лидеров вокруг очень много, но организаторов раз-два и обчелся. Мы должны готовить организаторов, универсальных специалистов, которые подойдя к любой проблеме, понимают, как её надо решить.

Вот есть цель, и есть время. Как ты к этой цели дойдешь? Это твоя задача. Включай свой креатив, свои возможности. Да, тебе всегда помогут, но если ты прошел это сам, то да готов стать рсмовецем, получаешь значок. Это такой знак качества, значит, ты человек действительно толковый.

Многие общественные организации закрываются после ухода лидера. В РСМ же есть преемственность. Кто сегодня председатель РСМ? Да это неважно. Это организация не одного лидера, а самой молодежи. Если так смотреть, то чем дальше от политики, тем надежнее организация работает.

Артем Горбунов

Оцените новость: