Яндекс.Метрика

Российское общество наизнанку – лекция Виталия Куренного

28 марта в 15.00 по приглашению Улграда при поддержке проекта «Улпресса» и ресто-бара «Гонзо» в Ульяновске в рамках проекта «Осмысление» выступит с лекцией один из ведущих российских культурологов России, профессор, руководитель отделения культурологии Высшей школы экономики, известный публицист Виталий Куренной. Тема лекции «Распределенный образ жизни: российское общество наизнанку». Начало лекции в 15.00 в Хаб-кафе (ул. Железной Дивизии 5Б, ТЦ «Спартак»). Вход свободный.

О чем пойдет речь?

Базовая форма жизни российского общества сложна и практически не исследована. Для её обозначения в свое время Симон Кордонский предложил термин «распределенный образ жизни». При этом автор, в свою очередь, опирался на понятие «совокупное жилье», введенное ранее Владимиром Вагиным.

«Чаще всего семья в обычном городе имеет городскую квартиру, дом-дачу с участком земли в пригороде или деревне, баню, птичник (свинарник, коровник), погреб (сарай) в городе, где хранятся продукты питания, произведенные на “даче”, автомашину (и гараж), основная функция которой обеспечивать связь между городской квартирой и дачей. Гараж может быть совмещен с погребом (сараем). В селе функции дома и дачи совмещены, и есть — кроме приусадебного участка — еще и покос, земля “под картошку”, а также используемые непонятно на каких условиях лесные и речные угодья»/С.Кордонский/

«Российский распределенный образ жизни функционирует так, чтобы ограничивать вмешательство государства в бытование его граждан»/С.Кордонский/

Совокупному жилью соответствует, согласно Кордонскому, определенная связанная социальная структура – собственно распределенный образ жизни: «Люди живут на два или более дома, и унитарная семья во многом существует только “в реальности”, в то время как “на самом деле” доминирует многопоколенческий тип семьи, распределенной по разным домам — дачам, но связанной в целое распределенным образом жизни».

Совокупное жилье и распределенный образ жизни здесь соотносятся как материальный и социальный аспект одного явления, за которым в данном введении закрепляется краткий термин «распределенный образ жизни».

«Генезис основных элементов распределенного образа жизни в России уходит далеко в прошлое – дачи и гаражи постепенно приобретают характер массового явления в послевоенный период, история огородов и сараев простирается значительно дальше и теряется где-то в глубине веков. В нашей культуре отсутствуют способы и механизмы формирования культурной и общественной памяти об истории этих элементов. Мы имеем дело, фактически, с огромным слепым пятном в области российского общественного бытия. Форма распределенного образа жизни является уникальным – во всяком случае по своим масштабам и социальной значимости – цивилизационным явлением российской жизни, сформировавшимся как здравомыслящая компенсаторная реакция на процессы социально-экономических экспериментов и авангардно-политических преобразований в России на протяжении последних ста лет. Если вы не являетесь типовым обитателем «стеклянного колпака», в пределах которого люди получают зарплату, которую они тратят на приобретение страховок, покупок в супермаркетах и обслуживание своего автомобиля в официальных дилерских центрах, но ремонтируете или тюнингуете свой автомобиль в «сером» гараже, выезжаете порыбачить на Волгу или, занимаясь ремонтом квартиры или возведением дачи, толкаетесь на строительном рынке, то коммуникация по поводу различных элементов распределенного образа жизни – закладки фундамента, технологий ремонта квартиры, способов ведения огорода, приемов сохранения продовольственных запасов или советов по оптимизации эксплуатации автомобиля – будет именно тем элементом жизненного мира, который является интегрирующим для социальной ткани российского общества, тем пространством здравого смысла, который позволяет вам осуществлять горизонтальную коммуникацию помимо различий социального или профессионального положения» /В.Куренной/.

4Красноярск_май_2014

Виталий Куренной автор более 100 научных работ по истории современной западной философии, социологии знания, культурологи, опубликованных в журналах «Логос», «Неприкосновенный запас», «Новое литературное обозрение», «Отечественные записки», а также многочисленных аналитических и публицистических статей в «Новой газете», «Независимой газете», «Российской газете», «Политическом журнале», «Частном корреспонденте» и др.

Ждём вас 28 марта в 15.00 в Хаб-кафе!

Оцените новость: