Фестиваль науки, который прошел на днях в Ульяновске, в очередной раз показал, что науки у нас нет. Точнее, настоящая наука где-то еще и осталась, но только для того, чтобы оставаться маргинальным пережитком прошлого. Сегодня единственная задача той науки, которая претендует на востребованность, – это подведение базиса (причем не обязательно научного) под действия и высказывания власти. Все остальное — удел маргиналов.
Что можно было увидеть на очередном фестивале науки? То же, что и на предыдущих — рекламу ВУЗов и стенды так называемых «популяризаторов науки», которые, фактически, являлись набором аттракционов для детей. Которых, естественно, приобщаться к науке привозили централизованно — на автобусах.
Детям нравилось — можно было поиграть с китайскими роботами (13.99 за штуку), посмотреть на геликоптер, купленный в свое время «политехом», и постоянно кочующий по выставкам очередных инноваций, полюбоваться на стенд технического лицея, посвященный космонавтике, а точнее памяти аэрокосмического клуба «Буран», который почил в бозе, посмотреть на выставку достижений центров технического творчества, из которых живым остался один, а в качестве занимательного опыта постучать в металлическую бочку с вырезанным дном и порыться совочком в песочке, играя в археолога.
Все это уже было, было неоднократно, было тогда, когда еще жило (клуб «Буран» существовал, геликоптер еще летал, а центрах детского творчества были дети, а не арендаторы), когда начинало умирать и осталось в виде артефактов теперь, когда уже умерло.
На опустошенное место пришли профессионалы, а не любители — расплодившиеся на фоне модернизационной риторики компании, изображающие научные опыты, опытные популяризаторы науки путем продажи головоломок, головоломные начинающие лекторы и другие мастера занимать пустующую нишу демонстрации достижений науки, достигнутых на волне инноваций и модернизаций. Есть запрос со стороны власти на обоснование затраты бюджетных средств — будут и те, кто обоснует. Но науки, даже в виде имитации, от этого явно не прибавляется.
Проблема — в непонятном статусе того вектора, который был обозначен лет 6-7 назад — инновации, нанотехнологии, модернизация. Нужно ли для этого изображать науку? Явного и четкого сигнала по этому поводу региональным властям не дано, поэтому возникает толика непонимания. Может и так обойдется? Наноцентр построили, модернизацию модернизировали, инновации купили. Настоящая наука — это уже выше уровня понимания власти, ибо совершенно непонятно какую статусную ценность эта наука может нести.
Совсем другое дело, когда целевое задание для науки дается административно, то есть априори на уровне понимания власти и для обоснования её действий. Такая наука придает солидность действиям, а при случае позволяет иногда даже скинуть ответственность на «колдунов-ученых». В таком случае проблемы целеполагания не случается, все встает на привычные рельсы внедрения. История? Создадим НИИ идентичности, пусть ученые пишут историю по техническому заданию. Социология? Создадим специальный ОГУП, пусть ученые подводят базис одобрения под любые действия власти. Технологии? Создадим специальное агентство передовых идей и технологий.
Из этой же серии и фестиваль науки. Нанотехнологии, инновации, модернизация? Проведем фестиваль, на котором покажем достижения власти по их внедрению.
Тут стоит отметить, что востребованность любого движения, которое можно представить как научное, в нынешних условиях весьма велико. Причина проста — показывать нечего, поэтому любая активность, которую можно списать на наличие чего-то, на вес золота — наноцентр пытается найти хоть что-то, похожее на инновации, FutureLab Васи Журавского за последние полгода стал площадкой для показа всем подряд как пример научной, инновационной, модернизационной, а теперь и нанотехнологической деятельности. Но на деле, конечно, нет ничего, все продолжают строить вывески и имитационные модели для демонстрации.
p.s. На входе на фестиваль лежали занимательные книги рекордов науки Ульяновской области. Состоят эти книги полностью из рекордов наподобие “самый молодой кандидат наук” или “самый перспективный студент года”. Других рекордов не обнаружено.