Яйца могут подорожать до 100 рублей за десяток. Такие слухи ходят несколько последних недель в Ульяновске. Насколько они оправданы? Мы попытались разобраться в проблеме и выяснили, что эти страхи несколько преувеличены. Тем не менее, дальнейшее подорожание яиц неизбежно.
Яйца дорожают сильнее, чем в среднем по России
На днях Росстат опубликовал свое исследование рынка яиц, согласно которому Ульяновская область заняла второе место среди регионов, где отмечается наибольший рост цены на яйца по сравнению с прошлым годом. По данным официальной статистики, цена на яйца по сравнению с 2012 годом в регионе выросла более чем на 130%. Еще больший рост наблюдается лишь в Калининградской области, где яйца за год подорожали в 2,32 раза.
Стоит отметить, что по абсолютным значениям средних цен на яйца Ульяновская область в десятку рекордсменов не попала. Замыкает этот список республика Мордовия, где Росстат насчитал среднюю цену десятка яиц в 37,71 рубля. В Ульяновской области, по данным статистики, цены на яйца ниже.
Но все мы отлично видим, что это не совсем так. В магазинах на полке яйца лежат по 50-60 рублей за десяток. Причин расхождения с данными статистики несколько. Во-первых, статистика учитывает средневзвешенный индекс потребительских цен, который может колебаться в достаточно широких пределах. Во-вторых, по мнению ряда экспертов, оценивающих данные пресс-релиза Росстата, показатели статистики традиционно несколько занижены. Тем не менее, общая картина налицо.
Кто может остановить рост цен?
Отметим, что яйца входят в число продуктов первой необходимости. В случае отмеченного резкого роста цен (более 30% за месяц) в процесс может вмешаться государство, введя прямое государственное регулирование цен. Но подобные меры ещё ни разу не применялись. Проблемы резкого скачка цен решались с помощью других механизмов, среди которых главнейшее место занимает антимонопольное регулирование.
На этом фоне не удивительно, что в ситуацию с ростом цен на яйца вмешалась федеральная антимонопольная служба. Для проверки были выбраны три региона, в число которых попала и Ульяновская область. Фактически, основная задача антимонопольщиков в данном случае – это выявление возможных неконкурентных соглашений производителей яиц. Проще говоря, речь идет о возможном сговоре производителей.
Министр сельского хозяйства региона Александр Чепухин исключает наличие возможного сговора, объясняя рост цен низкой рентабельностью отрасли. По словам господина Чепухина, производители яиц большую часть года работали фактически в убыток, продавая продукцию дешевле себестоимости. После традиционного летнего ценового спада наступило столь же традиционное осеннее подорожание, которое оказалось больше обычного за счет увеличения издержек производителей.
Птицеводы несут убытки?
Судя по данным Ульяновскоблстата, по сравнению с прошлым годом в регионе отмечается также и серьезное (более чем на 20%) снижение производства яиц. Это спровоцировало дефицит, что также отражается на ценах. Похожая ситуация наблюдается и в других регионах. Эксперты связывают это с удорожанием кормов, что привело к необходимости закрытия производств либо снижению поголовья птицы.
В этой связи напомним, что по итогам прошлого года в Ульяновской области рост производства яиц превысил 5%, что связывалось с открытием новых птицефабрик. Кроме того, в этом году птицеводам предполагалось выделять субсидии на компенсацию удорожания кормов.
Тем не менее, как отметил господин Чепухин, региональные птицеводы работают далеко не в самых выгодных условиях. В качестве примера министр приводит Свердловскую область, где субсидии составляют три рубля на десяток яиц, и кроме того субсидируется строительство птицефабрик. У нас таких субсидий нет и, следовательно, региональные птицеводы оказываются в не самых выгодных условиях, что и отразилось на динамике роста цен на яйца.
Впрочем, господин Чепухин видит в этом и важный положительный момент – рост цен способен поднять доходность отрасли, что позволит сделать хоть какие-то инвестиции в производство.
Насколько еще подорожают яйца?
По словам господина Чепухина, в области наблюдается достаточно странная ситуация – рост цен на яйцо спровоцировал не уменьшение, а увеличение спроса. По-видимому, сработали те же механизмы ажиотажа, что и при подорожании соли и гречки. «Это не объяснить никакими законами экономики» – отмечает министр.
Максимальный рост цены десятка яиц относительно нынешней господин Чепухин оценивает в 10%. По его словам, именно настолько яйца могут подорожать к Пасхе. При этом в январе возможно падение цены относительно нынешней.
От редакции:
По-видимому, мы в очередной раз столкнулись с особой психологией, присущей запасливым россиянам, которую с точностью описывает фраза «а вдруг завтра война». А вдруг завтра яйцо или молоко подорожают ещё больше? Надо запастись заранее. Ажиотаж на фоне дефицита, пусть и небольшого, автоматически приводит к удивительной вещи – начинают работать рыночные законы спроса и предложения, несмотря на то, что птицеводство, как и практически любая другая отрасль сельского хозяйства, крепко завязано на государственные субсидии, программы поддержки и прочие «целевые мероприятия». В теории это позволяет государству эффективно управлять рынком, но на деле этого не происходит – в каждом регионе действуют собственные программы поддержки и субсидирования и структура затрат производителей яиц сильно различается.
С учетом открытости региональных рынков это приводит к тому, что общий рынок становится крайне зависим от поведения одного из крупных игроков. Достаточно одного толчка, чтобы запустился цепной механизм повышения цен. Следовательно, поиски ценового сговора имеют под собой достаточные основания – для запуска цепной реакции достаточно резко поднять цены локально, спровоцировать ажиотаж, и на его фоне «поднять» весь рынок, ведь яйцо – это не настолько «локальный» продукт, как принято думать. Его без проблем перевозят и за несколько тысяч километров.
Исходя из этого, логичным выглядит выбор для проверки ФАСом тех регионов, где птицеводам не оказывалась явная государственная поддержка. Позиция понятна – раз нет региональной поддержки, то нет и серьезных рычагов воздействия на ценообразование. Следовательно, птицеводы вполне могут договориться, и регион им ничего не сможет противопоставить. А дальше начинается цепная реакция – ажиотаж потребителей, ажиотаж в СМИ, нахождение предлогов для быстрого роста цен, массовый «подъем» рынка.
Впрочем, подобная позиция при ближайшем рассмотрении не выдерживает критики по причине явного спада производства яйца с начала 2013 года практически во всех регионах. То есть сговор, если он и был, был явно вынужденный, не от хорошей жизни. А это еще печальней, так как уже указывает не на сравнительно небольшую локальную проблему в духе «погреть руки на ценах», а на системную проблему поддержки государством сельского хозяйства. И здесь уже проблемы другого порядка – начиная от недостаточного размера субсидирования закупки кормов, заканчивая проблемами, которые поставило перед с/х вступление России в ВТО. А это означает лишь одно – обратного падения цен на яйца не случится, повторения легендарной истории с гречкой не будет.