К массовым навалочным грузам относятся почва, глина, песок, камень, гравий, щебень, шлак и т.д. – около 150 наименований. Необходимость в перевозках массовых навалочных и насыпных грузов возникает при строительстве объектов с большим объемом земляных работ (дороги, плотины, дамбы), а также при добыче нерудных и рудных полезных ископаемых.
Использование автомобильного транспорта при перевозке наливных грузов обеспечивает достаточную мобильность и маневренность техники при высокой себестоимости этих перевозок, так как используется специализированный подвижной состав – автомобили-самосвалы.
При выполнении перевозок таких грузов расстоянии доставки груза – небольшие. Как правило, автомобили направляются загруженными в одну сторону.
Для уменьшения времени простоя автомобиля под погрузкой и разгрузкой проводят различные мероприятия, предусматривающие: согласование работы автомобилей и экскаваторов; уменьшение времени простоя в очереди под нагрузкой; облегчения отделения остатков груза от кузова при разгрузке и т.д.
Улучшению работы автомобилей при перевозке навалочных грузов способствует:
– использование автомобилей-самосвалов оптимальной грузоподъемности, совершенствование их конструкции;
– организация текущего движения у экскаватора;
– использование автомобильных поездов.
Перевозки строительных грузов
К строительным относятся такие группы грузов стремительные и сыпучие; жидкие и вяжущие грузы (жидкий битум, цемент, гипс, жидкий бетон и т.д.); штучные грузы различной массы и габаритных размеров (кирпич, материалы в бочках и мешках, ящиках, сантехнические и столярные изделия) длинномерные грузы, железо-бетонные изделия и металлические конструкции (панели, балки, фермы, плиты, сваи, колонны, блок-комнаты и т.д.).
На организацию и технологию жд перевозок лесоматериалов по Казахстану влияют их характеристики, способ производства, технология и организация строительно-монтажных работ.
Строительные грузы является категорией массовых грузов со следующими особенностями:
– преимущественно одностороннее направление грузопотоков;
– разнообразие структуры грузопотоков по виду груза и способом транспортировки;
– изменчивость структуры и мощности грузопотока по периодам выполнения строительных работ
Автомобильный транспорт является, как правило, единственным видом транспорта, который выполняет перевозки строительных грузов к объектам выполнения строительно-монтажных работ.
К прогрессивным формам организации перевозок строительных грузов относятся:
– монтаж с колес, то есть монтаж зданий из конструкций и деталей снимаются прямо с транспортного средства без их складирования;
– монтаж несколькими башенными кранами;
– широкое использование специализированного подвижного состава, поддонов и контейнеров.