Яндекс.Метрика

Лес Ульяновской области – проблемы и решения

Постановка задачи: нахождение механизмов экономически эффективного использования лесов Ульяновской области с учетом минимизации невосполнимого ущерба окружающей среде.

Цели анализа:

1. Выявление причин плохого состояния лесов в Ульяновской области;
2. Оценка экономических перспектив интенсификации лесопользования в области;
3. Нахождение реальных механизмов защиты лесов, имеющих высокое социальное или природоохранное значение;
4. Выяснение способов сохранения остатков коренных и малонарушенных лесов;
5. Формирование списка возможных мероприятий для устойчивого развития лесной отрасли области;

Текущая ситуация: на настоящий момент использование лесов в Ульяновской области осуществляется с достаточной степенью следования букве действующего Лесного Кодекса (с поправками от 2011 года) и подзаконных нормативных актов. Заключены и все необходимые межведомственные соглашения, в частности с ФБУ «Рослесозащита», МЧС, муниципалитетами, УВД, Минсельхозом. При этом комплексных проверок исполнения переданных полномочий Федеральным агентством лесного хозяйства в Ульяновской области не проводилось.

Можно констатировать, что по формальным критериям оценки эффективности деятельности (Постановление Правительства РФ № 194 от 6 марта 2012 г.) по управлению лесами Ульяновская область занимает одно из ведущих мест в ПФО. Среди критериев оценки в первую очередь можно выделить площадь лесов, переданных в аренду, процент использования лесосеки, долю недоимок с арендных платежей, объемы платежей в федеральный бюджет, в том числе и в пересчете на одного работающего (осуществляющего исполнение переданных полномочий), отношение ставок за единицу объёма и за единицу площади лесного участка (постановление Правительства Российской Федерации от 22 мая 2007 г. N 310 “О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности”).

При этом можно констатировать, что достижение высоких показателей по этим формальным индикаторам достигнуто за счёт ухудшения состояния лесов.

Ключевые проблемы:

- Практически полное (90-95%) использование хвойной лесосеки при явном недоиспользовании лесосеки из деревьев лиственных пород (30-40%). С учетом того, что площадь лесов, сданных в аренду, составляет (по данным 2010-2011 года) 93% от площади всех лесов, на которые имеется лесоустроительная документация, можно сделать вывод, что лиственные леса воспринимаются и используются арендаторами как определенная нагрузка. При этом хвойного леса в области лишь 40% от общей лесопокрытой площади.

- Повсеместные нарушения Правил ухода за лесами и заготовки древесины в части выборочных, санитарных и рубок ухода. В первую очередь вырубаются ценные малонарушенные леса, а также деревья ценных пород на отведенных лесосеках. При этом угнетенные, больные, сухостойные, горелые и низкосортные деревья остаются.

- Ведется вырубка последних остатков коренных и малонарушенных лесов в ущерб работе на уже освоенных лесных участках. Тем самым наносится невосполнимый ущерб биосистемам. Контроль над соблюдением режимов ЛВПЦ и ОЗУ (особо защитные участки леса) ведется на недопустимом уровне.

- Занижение арендаторами площадей освоенного леса в лесных декларациях, вызванное тем, что информация о характеристиках лесов на значительной части площади лесного фонда области не соответствует действительности.

- Отсутствие сколь либо явного контроля за исполнением пункта 11 подпунктов «и»-«м» договоров аренды лесных участков (согласно приложению к приказу Федерального агентства лесного хозяйства от 26 июля 2011 г. N 319 г. “Об утверждении Порядка подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и Формы примерного договора аренды лесного участка”), а именно выполнения правил ухода за лесами и требований к лесовосстановлению. Как следствие, уход за лесом и лесовосстановление если и осуществляются, то лишь выборочно и только при условии соответствия коммерческим интересам арендатора либо при условии получения субвенций. В лиственных лесах, коммерческий потенциал которых оценивается арендаторами как невысокий, работы по уходу за лесом практически не ведутся, не осуществляются рубки ухода как неликвидные.

- Практически полное отсутствие работ по уходу и восстановлению леса на участках, не сданных в аренду, в том числе и на лесах в границах ООПТ, ОЗУ, ЛВПЦ (по терминологии WWF).

- Трудность реализации права покупки лесных насаждений на собственные нужды граждан, несмотря на то, что согласно договорам аренды лесных участков, на реализацию этого права арендатор обязан безвозмездно предоставить до 25% площади выдела (пункт 11.25 типового договора аренды лесного участка регионального Министерства природных ресурсов).

- Катастрофическое недоиспользование коммерческого потенциала лесов из-за того, что большинство арендаторов не осуществляет глубокую переработку древесного сырья, а выступают лишь в качестве посредников, перепродавая право разделки делянок пилорамам. При этом значительная часть леса (по оценкам арендаторов – до 70%) вывозится на переработку за пределы области. Форма вывоза – кругляк, первичная пилорамная переработка (брус, необрезная доска). На основе данных из постановления Правительства Российской Федерации от 22 мая 2007 г. N 310 “О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности” можно подсчитать отношение между ежегодной арендной платой за расчетную лесосеку и минимальной рыночной стоимостью осваиваемого арендаторами леса на корню. Для типичного областного смешанного леса это соотношение составит 1 к 2. При этом деятельность по передаче права рубки леса на корню без согласия арендодателя незаконна, поэтому договора арендаторов с «субарендаторами» зачастую заключаются на работы по заготовке древесины. Очевидно, что подобные схемы не отличаются прозрачностью и не способствуют росту налоговой базы в области. При этом потенциал сферы огромен.

- Выделение лесных участков под рекреационные цели зачастую не сопровождается доскональной экспертизой проектов освоения лесов.

- Субвенции на реализацию тех или иных лесовосстановительных и лесозащитных мероприятий осваиваются недостаточно эффективно, зачастую с большим отставанием от декларируемых сроков. В особенности это касается разработки горельников, пострадавших при лесных пожарах 2010 года.

Пути решения:

1. Налаживание полноценного контроля за соблюдением требований нормативной базы арендаторами лесных участков не только по формальным критериям, значимым для оценки эффективности деятельности, но и по критериям уровня и качества лесовосстановления и ухода за лесом, уровня проведения противопожарных мероприятий и т.д. Для налаживания контроля можно использовать апробированный механизм, ставший возможным после внесения в 2011 году в Лесной Кодекс изменений, связанных с Лесной охраной.

Опыт Кировской области показал, что наиболее эффективной мерой по осуществлению контроля над соблюдением арендаторами требований договоров аренды лесных участков одновременно с проведением противопожарных рейдов, являются пешие обходы лесов с привлечением сотрудников органов внутренних дел, лесничеств, департамента лесного хозяйства и надзорного органа. В этом случае удаётся получить полную картину состояния дел на том или ином участке леса, выявить проблемы на ранней стадии, ускорить составление протоколов в случае выявления нарушений. Кроме того, результаты подобных обходов являются залогом положительной судебной практики расторжения договоров аренды по результатам выявления серьёзных нарушений.

Важным нюансом является разработка методики не только контроля самого факта проведения арендатором тех или иных мероприятий, но и оценки эффективности их проведения.

Значимым является также и использование ГИС технологий для предварительной оценки состояния арендованных участков, а также для уточнения характеристик лесов. Методику необходимо предусмотреть в рамках реализации мероприятий по внедрению в области инфраструктуры пространственных данных.

Результатом проведения контрольных мероприятий должно стать расторжение договоров с теми участниками арендных отношений, которые грубо нарушают условия договора аренды лесного участка. Особого внимания заслушивают ОЗУ.

2. Налаживание глубокой переработки лесов путём привлечения инвесторов в рамках приоритетных инвестиционных проектов.

На сегодняшний день, несмотря на декларации 2011 года, не одного приоритетного инвестиционного проекта, связанного с глубокой переработкой леса, в области не реализуется. Этот факт не позволяет воспользоваться основными преимуществами приоритетных инвест.проектов, предусмотренных Лесным Кодексом и постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2007 г. N 310 “О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности”. Речь идёт о праве заключения договора аренды лесного участка без проведения конкурса (тендера) и о льготной ставке аренды. Согласно пункту 1.1. Постановления, при определении платы за аренду лесного участка, используемого для реализации инвестиционного проекта, включенного в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, в течение срока окупаемости этого проекта к утвержденным настоящим Постановлением ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности (далее – ставки платы), применяется коэффициент 0,5.

Подобные инвестиционные проекты могли бы занять нишу нынешних неэффективных арендаторов леса, которые не выполняют условия договоров аренды. Для начала работы с потенциальными инвесторами необходимо провести очистку лесов от недобросовестных арендаторов, провести инвентаризацию и учет экономической доступности лесов.

3. Обновление документов лесоустройства (при наличии субсидий) с целью исключения несоответствия документальных данных фактическому состоянию леса.

4. Проведение ОВОС с общественных обсуждением при создании и принятии проектов и регламентов освоения лесов.

Практически может быть реализовано путем обязывания арендатора публиковать проект освоения леса или информацию о его составлении в СМИ.

5. Придание статуса ЛВПЦ (или ООПТ) защитным лесам, имеющим важное социальное значение, в частности приволжским лесам и лесам в окрестностях городов. Разработка регламентов ООПТ областного и местного значения, создание единой дирекции по управлению региональными ООПТ.

В качестве меры защиты ОЗУ с высоким социальным значением возможно предусмотреть в регламентах ООПТ запрет на строительство новых отводов от линейных коммуникаций для арендаторов лесных участков под рекреационное использование. Таким образом, можно без нарушения буквы Лесного Кодекса избежать катастрофического роста антропогенной нагрузки (коттеджные поселки, базы отдыха и т.д.) на пригородные и прибрежные леса.

6. Развитие полноценных лесных питомников, использующих семенную базу местных растений из расчёта покрытия всей потребности в лесовосстановлении и в посадке новых деревьев. Для реализации необходимо наладить полноценный контроль за лесовосстановлением с учетом требования применения районированных семян и саженцев древесных культур.

7. Упрощение процедуры получения разрешения на вырубку сухостоя местными жителями в лесах, которые не предоставлены в аренду под основное лесопользование.

Фактически речь идёт о разработке функционального механизма по заключению лесничествами разовых договоров с физическими и юридическими лицами по проведению рубок ухода.

8. Налаживание взаимодействия с Министерством лесного хозяйства по изменению статуса необрабатываемых земель с/х назначения, поросших лесом.

Окончательной целью должна стать подготовка пакета необходимых документов для увеличения площади лесного фонда области за счёт поросших лесом земель с/х назначения и включения их в хозяйственный оборот.

9. Привлечение общественных экологических организаций для осуществления мониторинга состояния лесов с целью максимально оперативного выявления очагов поражения вредителями, сухостойных участков, могущих стать причиной пожаров, качества работы арендаторов и т.д.

Именно на широком использовании краудсорсинга построены системы контроля за состоянием леса в большинстве стран Европы. Опыт показал, что использование для целей контроля сил общественных организаций оказывается на порядок дешевле и эффективней, чем применение сил надзорных и контролирующих органов ввиду отсутствия у них необходимой для оперативного реагирования гибкости.

10. Информационная работа по внедрению современных методов управления лесом и его использования, а также по информированию о современных методах глубокой переработки древесного сырья среди существующих и потенциальных арендаторов.

Расследования Улграда, положенные в основу материала:

Незаконные вырубки и лесные пожары:

Лесные войны: ОНФ требует отделить лес от сельского хозяйства – http://ulgrad.ru/?p=139366
Лес Ульяновской области – проблемы и решения – http://ulgrad.ru/?page_id=91653
Сгорел сгоревший горельник – http://ulgrad.ru/?p=137295
Чем дальше в лес, тем больше проблем – http://ulgrad.ru/?p=84038
В Коптевке горит лес -http://ulgrad.ru/?p=106134
Наш экорейтинг – http://ulgrad.ru/?page_id=89837
Экология области в цифрах – http://ulgrad.ru/?page_id=89845

Сосновый пилильщик:

Лес попилен – http://ulgrad.ru/?p=82420
Вместо лесов — дороги на вырубки – http://ulgrad.ru/?p=82211

Распродажа прибрежных лесов и застройка берегов:

Остатки очень сладки или как распродавали лес у берегов – http://ulgrad.ru/?p=136754
Волга — это опомещенное гнилое болото – http://ulgrad.ru/?p=134316
Нацпарк поместьям не угроза – http://ulgrad.ru/?p=133698
Берег Волги застроят – http://ulgrad.ru/?p=127717
Волгу раскупили. Контроль не поможет – http://ulgrad.ru/?p=110327
Остановили продажу берега – http://ulgrad.ru/?p=127260
Инвесторов спустили с Сенгилеевских гор – http://ulgrad.ru/?p=126056
В Старомайнском районе опять распродали берег Волги – http://ulgrad.ru/?p=125121
Соборность и заборность: нерадость дорог – http://ulgrad.ru/?p=122803
Родина — это натюрморт из профнастила и колючей проволоки – http://ulgrad.ru/?p=121785
Герасимов претендует на Волгу около Нагорного – http://ulgrad.ru/?p=119431
Тайны Заволжского леса – http://ulgrad.ru/?p=91374
Жирафы зеленого забора – http://ulgrad.ru/?p=75855
К Волге нельзя подъезжать ближе 200 метров – http://ulgrad.ru/?p=74293
Области грозят леса из зеленых заборов – http://ulgrad.ru/?p=74148
Лес оставят за забором – http://ulgrad.ru/?p=73554
Зеленые тайны забора – http://ulgrad.ru/?p=73387
Зеленый забор гражданского общества – http://ulgrad.ru/?p=73312
Тайны зеленого забора – http://ulgrad.ru/?p=73068
Лес вдоль Волги продали – http://ulgrad.ru/?p=72970
Близится застройка зеленых зон – http://ulgrad.ru/?p=117708
Осторожно, злая собака: доступ к Волге снова пытались перегородить – http://ulgrad.ru/?p=134465
Владимир Каганский: Симбирское поволжье 2014 глазами путешествующего теорико-географа -http://ulgrad.ru/?p=128255
Владимир Каганский: нельзя допустить, чтобы население уничтожило Волгу – http://ulgrad.ru/?p=128022
Удар по патриотизму – http://ulgrad.ru/?p=82483
В Заволжском лесу будет коттеджный поселок – http://ulgrad.ru/?p=73209

Список литературы (отобразить/скрыть)