Лес Ульяновской области – проблемы и решения
Постановка задачи: нахождение механизмов экономически эффективного использования лесов Ульяновской области с учетом минимизации невосполнимого ущерба окружающей среде.
Цели анализа:
1. Выявление причин плохого состояния лесов в Ульяновской области;
2. Оценка экономических перспектив интенсификации лесопользования в области;
3. Нахождение реальных механизмов защиты лесов, имеющих высокое социальное или природоохранное значение;
4. Выяснение способов сохранения остатков коренных и малонарушенных лесов;
5. Формирование списка возможных мероприятий для устойчивого развития лесной отрасли области;
Текущая ситуация: на настоящий момент использование лесов в Ульяновской области осуществляется с достаточной степенью следования букве действующего Лесного Кодекса (с поправками от 2011 года) и подзаконных нормативных актов. Заключены и все необходимые межведомственные соглашения, в частности с ФБУ «Рослесозащита», МЧС, муниципалитетами, УВД, Минсельхозом. При этом комплексных проверок исполнения переданных полномочий Федеральным агентством лесного хозяйства в Ульяновской области не проводилось.
Можно констатировать, что по формальным критериям оценки эффективности деятельности (Постановление Правительства РФ № 194 от 6 марта 2012 г.) по управлению лесами Ульяновская область занимает одно из ведущих мест в ПФО. Среди критериев оценки в первую очередь можно выделить площадь лесов, переданных в аренду, процент использования лесосеки, долю недоимок с арендных платежей, объемы платежей в федеральный бюджет, в том числе и в пересчете на одного работающего (осуществляющего исполнение переданных полномочий), отношение ставок за единицу объёма и за единицу площади лесного участка (постановление Правительства Российской Федерации от 22 мая 2007 г. N 310 “О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности”).
При этом можно констатировать, что достижение высоких показателей по этим формальным индикаторам достигнуто за счёт ухудшения состояния лесов.
Ключевые проблемы:
– Практически полное (90-95%) использование хвойной лесосеки при явном недоиспользовании лесосеки из деревьев лиственных пород (30-40%). С учетом того, что площадь лесов, сданных в аренду, составляет (по данным 2010-2011 года) 93% от площади всех лесов, на которые имеется лесоустроительная документация, можно сделать вывод, что лиственные леса воспринимаются и используются арендаторами как определенная нагрузка. При этом хвойного леса в области лишь 40% от общей лесопокрытой площади.
– Повсеместные нарушения Правил ухода за лесами и заготовки древесины в части выборочных, санитарных и рубок ухода. В первую очередь вырубаются ценные малонарушенные леса, а также деревья ценных пород на отведенных лесосеках. При этом угнетенные, больные, сухостойные, горелые и низкосортные деревья остаются.
– Ведется вырубка последних остатков коренных и малонарушенных лесов в ущерб работе на уже освоенных лесных участках. Тем самым наносится невосполнимый ущерб биосистемам. Контроль над соблюдением режимов ЛВПЦ и ОЗУ (особо защитные участки леса) ведется на недопустимом уровне.
– Занижение арендаторами площадей освоенного леса в лесных декларациях, вызванное тем, что информация о характеристиках лесов на значительной части площади лесного фонда области не соответствует действительности.
– Отсутствие сколь либо явного контроля за исполнением пункта 11 подпунктов «и»-«м» договоров аренды лесных участков (согласно приложению к приказу Федерального агентства лесного хозяйства от 26 июля 2011 г. N 319 г. “Об утверждении Порядка подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и Формы примерного договора аренды лесного участка”), а именно выполнения правил ухода за лесами и требований к лесовосстановлению. Как следствие, уход за лесом и лесовосстановление если и осуществляются, то лишь выборочно и только при условии соответствия коммерческим интересам арендатора либо при условии получения субвенций. В лиственных лесах, коммерческий потенциал которых оценивается арендаторами как невысокий, работы по уходу за лесом практически не ведутся, не осуществляются рубки ухода как неликвидные.
– Практически полное отсутствие работ по уходу и восстановлению леса на участках, не сданных в аренду, в том числе и на лесах в границах ООПТ, ОЗУ, ЛВПЦ (по терминологии WWF).
– Трудность реализации права покупки лесных насаждений на собственные нужды граждан, несмотря на то, что согласно договорам аренды лесных участков, на реализацию этого права арендатор обязан безвозмездно предоставить до 25% площади выдела (пункт 11.25 типового договора аренды лесного участка регионального Министерства природных ресурсов).
– Катастрофическое недоиспользование коммерческого потенциала лесов из-за того, что большинство арендаторов не осуществляет глубокую переработку древесного сырья, а выступают лишь в качестве посредников, перепродавая право разделки делянок пилорамам. При этом значительная часть леса (по оценкам арендаторов – до 70%) вывозится на переработку за пределы области. Форма вывоза – кругляк, первичная пилорамная переработка (брус, необрезная доска). На основе данных из постановления Правительства Российской Федерации от 22 мая 2007 г. N 310 “О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности” можно подсчитать отношение между ежегодной арендной платой за расчетную лесосеку и минимальной рыночной стоимостью осваиваемого арендаторами леса на корню. Для типичного областного смешанного леса это соотношение составит 1 к 2. При этом деятельность по передаче права рубки леса на корню без согласия арендодателя незаконна, поэтому договора арендаторов с «субарендаторами» зачастую заключаются на работы по заготовке древесины. Очевидно, что подобные схемы не отличаются прозрачностью и не способствуют росту налоговой базы в области. При этом потенциал сферы огромен.
– Выделение лесных участков под рекреационные цели зачастую не сопровождается доскональной экспертизой проектов освоения лесов.
– Субвенции на реализацию тех или иных лесовосстановительных и лесозащитных мероприятий осваиваются недостаточно эффективно, зачастую с большим отставанием от декларируемых сроков. В особенности это касается разработки горельников, пострадавших при лесных пожарах 2010 года.
Пути решения:
1. Налаживание полноценного контроля за соблюдением требований нормативной базы арендаторами лесных участков не только по формальным критериям, значимым для оценки эффективности деятельности, но и по критериям уровня и качества лесовосстановления и ухода за лесом, уровня проведения противопожарных мероприятий и т.д. Для налаживания контроля можно использовать апробированный механизм, ставший возможным после внесения в 2011 году в Лесной Кодекс изменений, связанных с Лесной охраной.
Опыт Кировской области показал, что наиболее эффективной мерой по осуществлению контроля над соблюдением арендаторами требований договоров аренды лесных участков одновременно с проведением противопожарных рейдов, являются пешие обходы лесов с привлечением сотрудников органов внутренних дел, лесничеств, департамента лесного хозяйства и надзорного органа. В этом случае удаётся получить полную картину состояния дел на том или ином участке леса, выявить проблемы на ранней стадии, ускорить составление протоколов в случае выявления нарушений. Кроме того, результаты подобных обходов являются залогом положительной судебной практики расторжения договоров аренды по результатам выявления серьёзных нарушений.
Важным нюансом является разработка методики не только контроля самого факта проведения арендатором тех или иных мероприятий, но и оценки эффективности их проведения.
Значимым является также и использование ГИС технологий для предварительной оценки состояния арендованных участков, а также для уточнения характеристик лесов. Методику необходимо предусмотреть в рамках реализации мероприятий по внедрению в области инфраструктуры пространственных данных.
Результатом проведения контрольных мероприятий должно стать расторжение договоров с теми участниками арендных отношений, которые грубо нарушают условия договора аренды лесного участка. Особого внимания заслушивают ОЗУ.
2. Налаживание глубокой переработки лесов путём привлечения инвесторов в рамках приоритетных инвестиционных проектов.
На сегодняшний день, несмотря на декларации 2011 года, не одного приоритетного инвестиционного проекта, связанного с глубокой переработкой леса, в области не реализуется. Этот факт не позволяет воспользоваться основными преимуществами приоритетных инвест.проектов, предусмотренных Лесным Кодексом и постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2007 г. N 310 “О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности”. Речь идёт о праве заключения договора аренды лесного участка без проведения конкурса (тендера) и о льготной ставке аренды. Согласно пункту 1.1. Постановления, при определении платы за аренду лесного участка, используемого для реализации инвестиционного проекта, включенного в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, в течение срока окупаемости этого проекта к утвержденным настоящим Постановлением ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности (далее – ставки платы), применяется коэффициент 0,5.
Подобные инвестиционные проекты могли бы занять нишу нынешних неэффективных арендаторов леса, которые не выполняют условия договоров аренды. Для начала работы с потенциальными инвесторами необходимо провести очистку лесов от недобросовестных арендаторов, провести инвентаризацию и учет экономической доступности лесов.
3. Обновление документов лесоустройства (при наличии субсидий) с целью исключения несоответствия документальных данных фактическому состоянию леса.
4. Проведение ОВОС с общественных обсуждением при создании и принятии проектов и регламентов освоения лесов.
Практически может быть реализовано путем обязывания арендатора публиковать проект освоения леса или информацию о его составлении в СМИ.
5. Придание статуса ЛВПЦ (или ООПТ) защитным лесам, имеющим важное социальное значение, в частности приволжским лесам и лесам в окрестностях городов. Разработка регламентов ООПТ областного и местного значения, создание единой дирекции по управлению региональными ООПТ.
В качестве меры защиты ОЗУ с высоким социальным значением возможно предусмотреть в регламентах ООПТ запрет на строительство новых отводов от линейных коммуникаций для арендаторов лесных участков под рекреационное использование. Таким образом, можно без нарушения буквы Лесного Кодекса избежать катастрофического роста антропогенной нагрузки (коттеджные поселки, базы отдыха и т.д.) на пригородные и прибрежные леса.
6. Развитие полноценных лесных питомников, использующих семенную базу местных растений из расчёта покрытия всей потребности в лесовосстановлении и в посадке новых деревьев. Для реализации необходимо наладить полноценный контроль за лесовосстановлением с учетом требования применения районированных семян и саженцев древесных культур.
7. Упрощение процедуры получения разрешения на вырубку сухостоя местными жителями в лесах, которые не предоставлены в аренду под основное лесопользование.
Фактически речь идёт о разработке функционального механизма по заключению лесничествами разовых договоров с физическими и юридическими лицами по проведению рубок ухода.
8. Налаживание взаимодействия с Министерством лесного хозяйства по изменению статуса необрабатываемых земель с/х назначения, поросших лесом.
Окончательной целью должна стать подготовка пакета необходимых документов для увеличения площади лесного фонда области за счёт поросших лесом земель с/х назначения и включения их в хозяйственный оборот.
9. Привлечение общественных экологических организаций для осуществления мониторинга состояния лесов с целью максимально оперативного выявления очагов поражения вредителями, сухостойных участков, могущих стать причиной пожаров, качества работы арендаторов и т.д.
Именно на широком использовании краудсорсинга построены системы контроля за состоянием леса в большинстве стран Европы. Опыт показал, что использование для целей контроля сил общественных организаций оказывается на порядок дешевле и эффективней, чем применение сил надзорных и контролирующих органов ввиду отсутствия у них необходимой для оперативного реагирования гибкости.
10. Информационная работа по внедрению современных методов управления лесом и его использования, а также по информированию о современных методах глубокой переработки древесного сырья среди существующих и потенциальных арендаторов.
Расследования Улграда, положенные в основу материала:
Незаконные вырубки и лесные пожары:
Лесные войны: ОНФ требует отделить лес от сельского хозяйства – http://ulgrad.ru/?p=139366
Лес Ульяновской области – проблемы и решения – http://ulgrad.ru/?page_id=91653
Сгорел сгоревший горельник – http://ulgrad.ru/?p=137295
Чем дальше в лес, тем больше проблем – http://ulgrad.ru/?p=84038
В Коптевке горит лес –http://ulgrad.ru/?p=106134
Наш экорейтинг – http://ulgrad.ru/?page_id=89837
Экология области в цифрах – http://ulgrad.ru/?page_id=89845
Сосновый пилильщик:
Лес попилен – http://ulgrad.ru/?p=82420
Вместо лесов — дороги на вырубки – http://ulgrad.ru/?p=82211
Распродажа прибрежных лесов и застройка берегов:
Остатки очень сладки или как распродавали лес у берегов – http://ulgrad.ru/?p=136754
Волга — это опомещенное гнилое болото – http://ulgrad.ru/?p=134316
Нацпарк поместьям не угроза – http://ulgrad.ru/?p=133698
Берег Волги застроят – http://ulgrad.ru/?p=127717
Волгу раскупили. Контроль не поможет – http://ulgrad.ru/?p=110327
Остановили продажу берега – http://ulgrad.ru/?p=127260
Инвесторов спустили с Сенгилеевских гор – http://ulgrad.ru/?p=126056
В Старомайнском районе опять распродали берег Волги – http://ulgrad.ru/?p=125121
Соборность и заборность: нерадость дорог – http://ulgrad.ru/?p=122803
Родина — это натюрморт из профнастила и колючей проволоки – http://ulgrad.ru/?p=121785
Герасимов претендует на Волгу около Нагорного – http://ulgrad.ru/?p=119431
Тайны Заволжского леса – http://ulgrad.ru/?p=91374
Жирафы зеленого забора – http://ulgrad.ru/?p=75855
К Волге нельзя подъезжать ближе 200 метров – http://ulgrad.ru/?p=74293
Области грозят леса из зеленых заборов – http://ulgrad.ru/?p=74148
Лес оставят за забором – http://ulgrad.ru/?p=73554
Зеленые тайны забора – http://ulgrad.ru/?p=73387
Зеленый забор гражданского общества – http://ulgrad.ru/?p=73312
Тайны зеленого забора – http://ulgrad.ru/?p=73068
Лес вдоль Волги продали – http://ulgrad.ru/?p=72970
Близится застройка зеленых зон – http://ulgrad.ru/?p=117708
Осторожно, злая собака: доступ к Волге снова пытались перегородить – http://ulgrad.ru/?p=134465
Владимир Каганский: Симбирское поволжье 2014 глазами путешествующего теорико-географа –http://ulgrad.ru/?p=128255
Владимир Каганский: нельзя допустить, чтобы население уничтожило Волгу – http://ulgrad.ru/?p=128022
Удар по патриотизму – http://ulgrad.ru/?p=82483
В Заволжском лесу будет коттеджный поселок – http://ulgrad.ru/?p=73209
Список литературы (отобразить/скрыть)
Использованная литература:
– Постановление Правительства Российской Федерации от 22 мая 2007 г. N 310 “О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности”.
– Лесной Кодекс РФ.
– Перечень организаций, реализующих приоритетные инвестиционные проекты Ульяновской области
– Постановление Правительства Ульяновской области № 594-П от 14.12.2012
– Краткая информация о результатах плановых проверок, проводимых Рослесхозом в субъектах Российской Федерации 2012 г.
– Ежегодный сводный план проведения Рослесхозом плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2013 год.
– СОГЛАШЕНИЕ о взаимодействии Министерства лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области, Главного управления МЧС России по Ульяновской области, УВД по Ульяновской области, Министерства сельского хозяйства Ульяновской области и муниципальными образованиями Ульяновской области по организации тушения пожаров, обеспечения мониторинга, прогнозирования и предупреждения чрезвычайных ситуаций лесах, расположенных на землях лесного фонда на территории Ульяновской области.
– Извещение Министерство экологии области о проведении аукционов по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в федеральной собственности, для заготовки древесины от 16 мая 2012 г.
– Приказ № 75 от 24 февраля 2009 года «Об утверждении методических указаний по подготовке, организации и проведению аукционов по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений в соответствии со статьями 78 – 80 Лесного кодекса Российской Федерации».
– Приказ Министерства лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области “О порядке рассмотрения заявлений и получения согласия на совершение сделок с арендованными лесными участками или арендными правами” от 28 декабря 2009 г. № 24
– Лесохозяйственный регламент Ульяновского лесничества
– Приказ Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоз) от 26 июля 2011 г. N 319 г. Москва
“Об утверждении Порядка подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и Формы примерного договора аренды лесного участка”
– Постановление Правительства РФ от 6 марта 2012 г. № 194 «Об утверждении критериев оценки эффективности деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации по осуществлению переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений».
– Примеры зарубежного опыта устойчивого лесоуправления и лесопользования: сборник статей / под общ. ред. Н. Шматкова;— М., 2012. — 180 с.
– Рейтинг управления лесами 2011 – WWF
– Информация «О результатах работы по исполнению полномочий в области лесных отношений в 2011 году, задачи на 2012 год». Кировская область.
– Анкеты рейтинга государственного управления лесами в субъектах Российской Федерации
– Рекомендации семинара «Интенсивное и устойчивое управление лесами: отечественный и зарубежный опыт, перспективы развития в России».
– Государственный доклад «О состоянии и охране окружающей среды в Ульяновской области в 2011 г».
– Примеры зарубежного опыта устойчивого лесоуправления и лесопользования:
сборник статей / под общ.Шматкова. М.2012.
– «Лес и его жизнь» М.1972
Цитаты из нормативной базы:
Приказ Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоз) от 26 июля 2011 г. N 319 г. Москва
“Об утверждении Порядка подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и Формы примерного договора аренды лесного участка”
«4. Договор аренды заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение договора, за исключением следующих случаев:
д) реализация приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов;»
Постановление Правительства Российской Федерации от 22 мая 2007 г. N 310 “О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности”
«Установить, что при определении платы за аренду лесного участка, используемого для реализации инвестиционного проекта, включенного в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, в течение срока окупаемости этого проекта к утвержденным настоящим Постановлением ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности (далее – ставки платы), применяется коэффициент 0,5.» –
Лесной кодекс:
Статья 24. Общие положения об использовании лесов
1. Использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесных участков, с изъятием или без изъятия лесных ресурсов.
2. Невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесного участка или договоров купли-продажи лесных насаждений, а также принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком или безвозмездного срочного пользования лесным участком.
Статья 29.
8. Граждане, юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков.
(часть восьмая в ред. Федерального закона от 14.03.2009 N 32-ФЗ)
8.1. В случае, если федеральными законами допускается осуществление заготовки древесины федеральными государственными учреждениями, лесные участки, находящиеся в государственной собственности, могут предоставляться этим учреждениям для указанной цели в постоянное (бессрочное) пользование.
(часть восьмая.1 введена Федеральным законом от 14.03.2009 N 32-ФЗ)
8.2. В исключительных случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, допускается осуществление заготовки древесины для обеспечения государственных нужд или муниципальных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений.
(часть восьмая.2 введена Федеральным законом от 14.03.2009 N 32-ФЗ)
Статья 19. Мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов
1. Мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 – 84 настоящего Кодекса, или использующими леса в соответствии с настоящим Кодексом лицами.
2. В случаях, если осуществление мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не возложено на лиц, использующих леса, органы государственной власти, органы местного самоуправления размещают заказы на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд” (далее – Федеральный закон “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд”), при условии, что иное не установлено настоящим Кодексом.
(в ред. Федеральных законов от 22.07.2008 N 143-ФЗ, от 29.12.2010 N 442-ФЗ)
3. При размещении заказа на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов одновременно осуществляется продажа лесных насаждений для заготовки древесины. В этих целях заключается договор, в котором содержатся элементы государственного или муниципального контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов и договора купли-продажи лесных насаждений.
4. В случае, если договор, предусмотренный частью 3 настоящей статьи, не заключен, заказ на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов размещается без продажи лесных насаждений для заготовки древесины.
5. Особенности размещения заказа на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов и заключения договоров, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
(в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ)
Статья 82. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области лесных отношений
К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относятся следующие полномочия в области лесных отношений:
1) владение, пользование, распоряжение лесными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации;
1.1) определение функциональных зон в лесопарковых зонах, площади лесопарковых зон, зеленых зон, установление и изменение границ лесопарковых зон, зеленых зон;
(п. 1.1 введен Федеральным законом от 14.03.2009 N 32-ФЗ)
2) установление ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади лесного участка, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации, в целях его аренды;
3) установление ставок платы за единицу объема древесины, заготавливаемой на землях, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации;
4) утверждение порядка и нормативов заготовки гражданами древесины для собственных нужд;
5) установление порядка заготовки гражданами пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений для собственных нужд;
6) установление порядка заготовки и сбора гражданами недревесных лесных ресурсов для собственных нужд;
7) установление для граждан ставок платы по договору купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд;
7.1) организация осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров в лесах, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий регионального значения;
(п. 7.1 введен Федеральным законом от 29.12.2010 N 442-ФЗ)
7.2) организация осуществления мер пожарной безопасности в лесах, расположенных на земельных участках, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации;
(п. 7.2 введен Федеральным законом от 29.12.2010 N 442-ФЗ)
8) иные установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами полномочия.
Положения статьи 83, предусматривающие осуществление отдельных полномочий РФ в области лесных отношений органами государственной власти субъектов РФ за счет субвенций из федерального бюджета, применяются с учетом положений абзаца десятого пункта 7 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации” (Федеральный закон от 04.12.2006 N 201-ФЗ).
Статья 83. Передача осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений органам государственной власти субъектов Российской Федерации
1. Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области лесных отношений:
1) разработка и утверждение лесных планов субъектов Российской Федерации, лесохозяйственных регламентов, а также проведение государственной экспертизы проектов освоения лесов;
2) предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе организация и проведение соответствующих аукционов;
3) выдача разрешений на выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда;
4) организация использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесного семеноводства) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях;
(в ред. Федеральных законов от 14.03.2009 N 32-ФЗ, от 29.12.2010 N 442-ФЗ)
5) ведение государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных в границах территории субъекта Российской Федерации;
6) осуществление на землях лесного фонда федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 36 и 37 статьи 81 настоящего Кодекса, а также проведение на землях лесного фонда лесоустройства, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1 и 2 части 1 статьи 68 настоящего Кодекса;
(в ред. Федеральных законов от 14.03.2009 N 32-ФЗ, от 29.12.2010 N 442-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ)
7) установление перечня должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), и перечня должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный пожарный надзор в лесах.
(п. 7 в ред. Федерального закона от 25.06.2012 N 93-ФЗ)
Лесные планы субъектов Российской Федерации, предусмотренных частью 2 статьи 83, разрабатываются и утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в соответствии со статьями 85 и 86 Лесного кодекса РФ (Федеральный закон от 04.12.2006 N 201-ФЗ).
2. Осуществление полномочий, указанных в части 1 настоящей статьи, может не передаваться органам государственной власти субъектов Российской Федерации в отношении лесничеств и лесопарков, расположенных в границах территорий субъектов Российской Федерации, плотность населения которых в пятнадцать раз превышает среднюю плотность населения Российской Федерации. Перечень таких лесничеств, лесопарков и перечень таких субъектов Российской Федерации утверждаются Правительством Российской Федерации.
3. Средства на осуществление переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета.
4. Субвенции из федерального бюджета, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации для осуществления переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий, распределяются исходя из площади эксплуатационных лесов, защитных лесов, интенсивности их использования, количества проживающего на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации населения, показателей пожарной опасности лесов по методике, утвержденной Правительством Российской Федерации.
5. Порядок расходования и учета средств на осуществление переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий устанавливается Правительством Российской Федерации.
6. Средства на осуществление переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий не могут быть использованы на другие цели.
7. В случае использования указанных в части 3 настоящей статьи средств не по целевому назначению уполномоченный федеральный орган исполнительной власти вправе осуществить взыскание указанных средств в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
7.1. Критерии оценки эффективности деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации по осуществлению переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий устанавливаются Правительством Российской Федерации.
(часть 7.1 введена Федеральным законом от 29.12.2010 N 442-ФЗ)
8. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти вправе издавать нормативные правовые акты по вопросам осуществления переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий, в том числе административные регламенты предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций в сфере переданных полномочий, а также обязательные для исполнения методические и инструктивные материалы об осуществлении таких полномочий органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 365-ФЗ)
9. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти:
1) согласовывает структуру уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные им полномочия;
2) согласовывает назначение на должность руководителя органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные ему полномочия;
3) осуществляет контроль за правовым регулированием органами государственной власти субъектов Российской Федерации вопросов переданных полномочий с правом направления обязательных для исполнения предписаний об отмене нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации или о внесении в них изменений, а также с правом отмены правовых актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные им полномочия, в части, регулирующей осуществление переданных им полномочий, по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации;
(в ред. Федеральных законов от 29.12.2010 N 442-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ)
4) осуществляет контроль за исполнением органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий с правом направления предписаний об устранении выявленных нарушений, а также о привлечении должностных лиц, исполняющих обязанности по осуществлению переданных полномочий, в установленном порядке к дисциплинарной ответственности, в том числе освобождению от занимаемой должности;
(в ред. Федеральных законов от 29.12.2010 N 442-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ)
4.1) осуществляет контроль за достоверностью сведений о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах, представляемых уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные им полномочия, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
(п. 4.1 введен Федеральным законом от 29.12.2010 N 442-ФЗ)
5) осуществляет оценку эффективности осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им полномочий и подготовку при необходимости представления об изъятии с 1 января следующего года соответствующих полномочий у органов государственной власти субъектов Российской Федерации и вносит это представление в Правительство Российской Федерации для принятия решений;
(п. 5 в ред. Федерального закона от 29.12.2010 N 442-ФЗ)
6) устанавливает содержание, форму и порядок представления отчетности об осуществлении переданных полномочий, утверждает методику оценки эффективности осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им полномочий;
(п. 6 в ред. Федерального закона от 29.12.2010 N 442-ФЗ)
7) вправе давать обязательные для исполнения указания о формировании лесных участков и об их предоставлении для федеральных нужд в порядке, установленном настоящим Кодексом.
10. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации):
1) назначает на должность по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и освобождает от должности руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные ему полномочия;
2) утверждает по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти структуру уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
3) организует деятельность по осуществлению субъектом Российской Федерации переданных ему полномочий в соответствии с федеральными законами и предусмотренными частью 8 настоящей статьи нормативными правовыми актами;
3.1) вправе до утверждения регламентов, указанных в части 8 настоящей статьи, утверждать административные регламенты предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций в сфере переданных полномочий, которые не могут противоречить нормативным правовым актам Российской Федерации, в том числе не могут содержать не предусмотренные такими актами дополнительные требования и ограничения в части реализации прав и свобод граждан, прав и законных интересов организаций, и разрабатываются с учетом требований к регламентам предоставления федеральными органами исполнительной власти государственных услуг и исполнения государственных функций;
(п. 3.1 введен Федеральным законом от 27.12.2009 N 365-ФЗ)
4) обеспечивает своевременное представление в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти ежеквартального отчета о расходовании предоставленных из федерального бюджета субвенций, о достижении целевых прогнозных показателей в случае их установления, о нормативных правовых актах, издаваемых органами государственной власти субъекта Российской Федерации по вопросам переданных ему полномочий.
10.1. Переданные в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочия могут быть изъяты Правительством Российской Федерации по представлению уполномоченного федерального органа исполнительной власти в случае ненадлежащего осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации соответствующих полномочий.
(часть 10.1 введена Федеральным законом от 29.12.2010 N 442-ФЗ)
10.2. В течение месяца со дня поступления предусмотренной настоящей статьей отчетности об осуществлении переданных полномочий уполномоченный федеральный орган исполнительной власти проводит проверку достоверности сведений, содержащихся в данной отчетности. По результатам указанной проверки и с учетом оценки эффективности осуществления органами государственной власти субъекта Российской Федерации переданных полномочий уполномоченный федеральный орган исполнительной власти выдает заключение о надлежащем осуществлении органами государственной власти субъекта Российской Федерации переданных полномочий или осуществляет подготовку представления для принятия решения об изъятии соответствующих полномочий у органов государственной власти субъекта Российской Федерации и вносит это представление в Правительство Российской Федерации.
(часть 10.2 введена Федеральным законом от 29.12.2010 N 442-ФЗ)
10.3. Переданные полномочия, в отношении которых принято решение об их изъятии у соответствующего органа государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
(часть 10.3 введена Федеральным законом от 29.12.2010 N 442-ФЗ)
10.4. В случае изъятия полномочий, указанных в части 1 настоящей статьи, субвенции, предоставленные бюджету субъекта Российской Федерации для осуществления соответствующих полномочий, подлежат возмещению в федеральный бюджет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
(часть 10.4 введена Федеральным законом от 29.12.2010 N 442-ФЗ)
10.5. При принятии решения об изъятии полномочий, указанных в части 1 настоящей статьи, Правительство Российской Федерации вносит в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации соответствующий проект федерального закона.
(часть 10.5 введена Федеральным законом от 29.12.2010 N 442-ФЗ)
11. Контроль за расходованием субъектом Российской Федерации средств на осуществление переданных ему полномочий проводится уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, Счетной палатой Российской Федерации.
Статья 84. Полномочия органов местного самоуправления в области лесных отношений
1. К полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относятся:
1) владение, пользование, распоряжение такими лесными участками;
2) установление ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади такого лесного участка в целях его аренды;
3) установление ставок платы за единицу объема древесины;
4) разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, а также проведение муниципальной экспертизы проектов освоения лесов;
(в ред. Федерального закона от 25.12.2008 N 281-ФЗ)
5) осуществление муниципального лесного контроля в отношении таких лесных участков;
(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)
6) организация осуществления мер пожарной безопасности в лесах.
(п. 6 введен Федеральным законом от 29.12.2010 N 442-ФЗ)
1.1. Органы местного самоуправления осуществляют разработку и утверждение лесохозяйственных регламентов лесничеств, лесопарков, расположенных на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.
(часть 1.1 введена Федеральным законом от 29.12.2010 N 442-ФЗ)
2. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
2.1. Федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана) может осуществляться государственными учреждениями, подведомственными органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии с частью 1 статьи 83 настоящего Кодекса, или государственными учреждениями, подведомственными органам государственной власти Российской Федерации, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии с частью 2 статьи 83 настоящего Кодекса.
(часть 2.1 введена Федеральным законом от 14.03.2009 N 32-ФЗ, в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)
е) копии лицензии на пользование недрами или документов, подтверждающих включение инвестиционного проекта в области освоения лесов в перечень приоритетных инвестиционных проектов, утвержденный в установленном порядке, – при предоставлении лесного участка в целях использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых или в целях реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов;