На прошедшем вчера заседании общественной экологической палаты обсуждалась проблема «зеленого забора» в заволжском лесу, о котором мы неоднократно писали. Проблема оказалась намного шире. Сейчас главным вопросом стала уже не ситуация с лесом в черте города, а вообще проблема сохранения лесов около Волги.
История зеленого забора
Напомним краткую предысторию ситуации. В 2007 году был принят новый генеральный план города Ульяновска, согласно которому в городскую черту попадает целый ряд лесных участков, находящихся в федеральной собственности. Благодаря новому Лесному кодексу и изменениям в ряде федеральных законов, принятых в 2004-2007 годах, статус земель, включаемых в городскую черту, изменяется фактически автоматически. Таким образом, как только границы города устанавливаются окончательно, бывшие земли лесного фонда становятся городскими, и с ними можно легко проводить манипуляции по изменению их статуса, то есть менять целевое назначение.
Очевидно, что зная об этой ситуации, предприниматели, как говорится, подсуетились. В итоге в 2008 – 2009 годах прошёл целый ряд аукционов по аренде лесных участков на 49 лет в заволжском районе, в результате которых практически весь лес оказался сдан в аренду ряду юридических лиц. При этой никакой деятельности на своих участках эти лица не вели за исключением одного арендатора, который построил около Волги турбазу «Иволга» на сравнительно небольшом участке леса.
В 2010-2011 году рядом с «Иволгой» появился зеленый забор, которым огородили уже довольно большой участок леса. Естественно, этот факт не прошёл незамеченным. За разъяснениями по поводу забора не раз обращались местные жители. Были и заявки на разнообразные проверки, которые не выявили нарушений.
Этой зимой на зеленый забор в очередной раз обратили внимание. В этот раз блоггеры. По этому поводу мы решили провести более серьёзное исследование этого вопроса, во время которого и выяснили всё вышеизложенное, а также планы арендатора, которому на правах аренды принадлежит не только огороженный участок, но и ещё один участок возле Волги большей площади. Согласно проектам освоения лесных участков, на одном из них арендатор задумал возведение 50 с лишним коттеджей, а на втором – гостиницы с сопутствующей инфраструктурой.
Обычная логика показывает, что столь глобальные планы начинать реализовывать можно лишь при уверенности в том, что землю удастся вывести в собственность. Это подтверждается и позицией других арендаторов, которые никакой деятельности на «своих» участках не ведут, а просто ждут и аккуратно выплачивают арендную плату, причём немалую.
Это ожидание затянулось. Как пояснил на прошедшем вчера заседании экопалаты представитель комитета экологии городской администрации Данила Урдин, процесс застрял на межевании границ, которое по каким-то причинам до сих пор не доделал комитет архитектуры города, хотя работы были начаты в 2009 году и в тот же год должны были быть закончены.
Об этой ситуации никто бы никогда и не узнал, если бы не появление зеленого забора, которым отгородили слишком большой участок леса. Логика горожан понятна – та же турбаза «Иволга», занимающая менее 5 гектар, не выглядит вызывающе, а вот глухой забор, скрывающий более 10 гектаров леса, – это уже повод для реального раздражения.
Снесут ли забор?
В итоге ситуация полностью прояснилась, более того, стало понятно, что случай далеко не единичный – в целом ряде районов области (особенно по левобережью) и в черте города (по генплану) в местах, где есть нормальный спуск к Волге под рекреационные цели сданы практически все леса. Зеленые заборы вполне могут стать символами побережья.
При этом арендатор и представители министерства экологии области утверждают, что строительство заборов на арендованных участках леса вполне допускается. Главное, чтобы был обеспечен беспрепятственный проход людей, ведь согласно действующему законодательству все граждане имеют право находиться в лесу и пользоваться его дарами. Если, конечно, лес находится не в частных руках.
Пока заволжский лес ещё не частный, поэтому арендатор не вправе препятствовать кому-либо находиться на лесном участке. Но служит ли препятствием забор? Мы обращались с этим вопросом в природоохранную прокуратуру и к ряду юристов. Мнение прокуратуры – если забор не мешает свободному доступу на участок, то он может существовать. Некоторые юристы считают иначе, полагая, что понятие «доступ» надо трактовать по другому. В общем, единого мнения нет, равно как и судебных прецедентов на территории области, связанных с подобными ситуациями. В результате заборы на «рекреационных» участках вдоль побережья плодятся с каждым летним сезоном.
«Заборный» прецедент вполне может создать Госэконадзор. Напомним, что на круглом столе в министерстве экологии области, посвященном ситуации с заволжским лесом, глава Госэконадзора Константин Долинин заявил, что зеленый забор в заволжском лесу мешает миграции диких животных. По запросу комитета проверку провела природоохранная прокуратура, по результатам которой было возбуждено дело об административном правонарушении. 6 марта материалы дела были переданы в Госэконадзор. Как заявил нам глава комитета Константин Долинин, Госэконадзор намерен обратиться в суд с иском, в котором будут изложены требования о полном сносе забора, мешающего миграции диких животных.
Тут стоит отметить, что заборы вдоль Волги уже мешают животным. Так, инспектор Госэконадзор Павел Захаров рассказал нам, что, по его мнению, причиной гибели лосенка в 2010 году на пляже около Тургеневских островов стал именно забор. Испугавшись людей, животное билось об сетку-рабицу до тех пор, пока не погибло. Причина банальна – спусков к водопою, свободных от заборов, строений и людей, на этом участке побережья попросту почти не осталось. С учетом того, что по области арендуются в основном участки с более-менее приличным спуском к воде либо вблизи таких спусков, можно предположить, что при существующей тенденции пользования прибрежными лесами уже в скором времени животным попросту будет к Волге не подойти.
Леса вдоль Волги должны быть заповедными
Мимо всей этой ситуации – увы, ставшей обычной не только для нашей области, – не смогла пройти общественная экологическая палата. 5 марта вопрос обсуждался на её совете. В результате был принят ряд важных решений.
Во-первых, решено было начать процесс работы над тем, чтобы придать ключевым участкам прибрежных лесов вдоль Волги статуса особо охраняемых территорий.
Во-вторых, на одном из ближайших заседаний экопалаты будет рассмотрен план создания ООПТ, утвержденный в 2010 году губернатором, с целью изменения приоритета создания особо охраняемых территорий.
В-третьих, палата возьмёт на себя работу по инициированию создания на территории заволжского леса особо охраняемой природной территории санаторно-курортной направленности регионального значения.
В-четвертых, уполномоченному по борьбе с коррупцией будет направлено письмо с просьбой дать оценку возможности общественной экологической палаты знакомиться с проектами освоения лесов в рекреационных целях и целях охотпользования и давать им свою оценку до инициирования процедуры проведения аукциона на право аренды того или иного лесного участка.
В-пятых, решено провести дополнительные заседания, посвященные проблеме, с привлечением представителей министерства экологии области, которые 5 марта на заседании не присутствовали, и получить от них ответы на целый ряд вопросов, возникших во время заседания.
По итогам заседания также будет подготовлено и отправлено официальное письмо губернатору области с полным разъяснением сложившейся ситуации и с описанием мер, рекомендованных экологической палатой.
Тут стоит отметить, что придание ключевым территориям статуса ООПТ – это, как резонно заметил Урдин, «железобетонный» способ решить проблему с чрезмерной антропогенной нагрузкой на волжское побережье. Другое дело, что создание каждой ООПТ требует серьёзного научного обоснования. Как оказалось, компетенций членов экопалаты, среди которых есть практически все видные ученые- «естественники» области, для этого недостаточно – экологическая экспертиза должна по закону обязательно проводиться за деньги. Необходимо волевое решение о её проведении. Этот вопрос опять же требует специализированного обсуждения с детальной проработкой механизма запуска процесса. Такое обсуждение намечено провести в ближайшее время, и выработать конкретные шаги по реализации задуманной стратегии, которая в идеальном случае должна быть комплексной, ведь одного статуса ООПТ недостаточно, необходимо ведь за территориями и ухаживать. На этот момент особое внимание обратил всё тот же Урдин, в очередной раз напомнив присутствующим, что приоритет арендных отношений, заложенный в Лесном кодексе,- это как раз возможность переложить заботу о лесе с плеч государства.
Тут стоит напомнить, что всего в ближайшие годы в области запланировано создать 80 новых ООПТ. Про ситуацию с ними мы уже неоднократно писали, отмечая, что никаких реальных механизмов контроля и ухода за ними пока нет. Рассматривается лишь вариант общественного контроля, который вполне может работать с учетом того, что побережье Волги испытывает повышенную антропогенную нагрузку. А вот уход за заповедным лесом, как верно отметил на заседании Константин Долинин, – это компетенция существующих служб – в частности, лесхозов, которые с введением арендных отношений никуда не делись.
Вообще же, разбираясь в проблеме, общаясь со специалистами, и изучая действующие законодательные акты, можно сделать массу далеко не самых приятных для каждого болеющего за родные ландшафты открытий. Оказывается, что согласно новому Водному кодексу разрешается строительство в водоохраной зоне. Кроме того, сейчас рассматривается вопрос о передаче полномочий по изменению статуса земель лесного фонда с уровня Правительства РФ на уровень региональных министерств. Всё это наводит на весьма неприятные размышления. Если раньше для того, чтобы воплотить в жизнь желание иметь домик в собственном лесу у речки с личным причальчиком, надо было иметь не только деньги, но и очень серьёзные связи, то, судя по всему, в ближайшее время это желание можно будет с легкостью воплотить в жизнь только за деньги, причём не самые большие. Думаем, что выводы из этой тенденции каждый может сделать сам.