Показали репортажную съемку старого моста

19 Апр 2013 История, Культура Dinika

Закладку моста, пожар и оползень, которые случились во время его строительства, запечатлели симбирские фотографы, в том числе один из строителей моста и фотолюбитель Вячеслав Зверев. Подлинные фотографии можно посмотреть в музее «Симбирская фотография», где открылась выставка «Загадки старого моста», посвященная 100-летию закладки старого («Императорского») моста через Волгу.

«У нас ведь мост построили!», – с такими словами встретили друг друга и гостей две симбирянки на открытии выставки. Действительно, это было важнейшее событие, и они не могли не поделиться радостью с собравшимися. Однако в истории моста, уже при строительстве, были и трагические события, поведали они гостям музея.

Возведение моста началось в 1913 году. Он строился по проекту известнейшего инженера Николая Белелюбского, который построил более ста мостов.

В смету было заложено 15 миллионов рублей, а на стройке трудились четыре тысячи рабочих.

Но в 1914 году на строящемся мосту произошел пожар: упала раскаленная заклепка, в результате обрушилась третья ферма, повреждены первая и вторая. Ущерб тогда составил два миллиона рублей.

А в 1915 году произошел страшный оползень.

«Чтобы не задерживать открытия движения по мосту, поваленные оползнем восемь быков аркады были взорваны, эстакаду в пределах оползня заменили насыпью, как можно дальше отодвинутой от косогора, причем для уменьшения давления на грунт высоту насыпи уменьшили до допустимых пределов путем применения очень крутых уклонов, требующих подталкивания посадов. Эта мера, сильно обезобразившая и затруднившая подход к мосту, считалась временной. Однако насыпь просуществовала до 1956 года.

Разрушения 1915 года на площади 1700 квадратных метров, захватившие также и городские спуски, заставили обратить серьезное внимание на оползни Ульяновского косогора. По этому поводу созывались комиссии, был составлен различными ведомствами ряд проектов…». Из книги «Оползни Ульяновска и опыт борьбы с ними». И.С. Рогозин. Изадельство АН СССР. Москва, 1961 г.

Эти события запечатлел один из строителей моста, фотолюбитель Вячеслав Зверев. Репортажные фотографии с места событий (из его подлинного альбома) можно увидеть на выставке.

Несмотря на трагедии, строительство железнодорожного моста закончили в срок, в 1916 году. Мост получил название в честь Николая II – «Николаевский». После революции 1917 года его переименовали в «Мост Свободы». Сейчас, как известно, мост называется «Императорский».

В середине 20 века была построена автомобильная очередь моста. А в 2003-2008 годах на железнодорожном мосту в рамках реконструкции круглые фермы заменили на трапециевидные.

Выставка будет работать до 11 июня. Адрес музея: улица Энгельса, 1б, телефон: (8422) 42-03-31.

Кстати

Николай Белелюбский проектировал мост через Обь в Новосибирске. Спустя сто лет, при замене ферм моста, одну из них сохранили и установили на берегу как памятник.

(Фото: wikimapia, fotokoot)

Юлия Узрютова.

Оцените новость:
  • (9 голосов, средний: 5.00 из 5)
    Загрузка ... Загрузка ...