Яндекс.Метрика

Симбирская история любви или брак по расчету?

«- Я уверен, что она будет для тебя хорошим другом и хорошей женой, как была все эти годы для меня Екатерина Степановна… – Я думал об этом, честно признаюсь, она мне нравится. Но…она так молода, ей всего 16 лет! – Ваня! Молодость, это не грех, а радость, хоть и короткая. А любовь, Вань, это не страсть – это труд и борьба!». Таким диалогом с приемным отцом будущей жены предваряется история брака чувашского просветителя Ивана Яковлева и Екатерины Бобровниковой в спектакле «Брак по расчету» музея-заповедника «Родина В.И. Ленина». 29-летний Яковлев женился на 16-летней Екатерине, и их брак оказался счастливым, хотя под определенным углом и мог считаться браком по расчету. Чтобы поближе познакомиться с этой историей, домом Яковлевых и делом всей их жизни – просвещением чувашского народа – мы отправились на улицу Воробьева, в бывшую Симбирскую чувашскую школу, основанную Яковлевым, и попали в атмосферу, которая остается практически неизменной с тех пор.

«Несколько часов, проведенных вчера в Чувашской школе у Яковлевых, внесли в мою душу какое-то особое умиротворение…». Из воспоминаний А. Жиркевича.

Музей «Симбирская чувашская школа. Квартира И.Я. Яковлева» был открыт в 1991 году. Сегодня здесь проводятся различные экскурсии по всему комплексу музея, знакомят с культурой чувашского народа, обрядами, с процессом обработки ткани, с национальным костюмом, вышивкой и т.д. Но более ста лет назад тут была Симбирская чувашская учительская школа, созданная Яковлевым в 1868 году и ставшая вскоре крупным культурно-просветительским центром.

Дома в округе, включая Домовую церковь, строились поочередно на средства самого Ивана Яковлева и на средства меценатов, например, Николая Шатрова, который был почетным попечителем этой школы. Сначала это была школа только для мальчиков, а когда Иван Яковлев женился, сюда начали брать и девочек. Помимо чувашей здесь учились мордва, марийцы, татары и представители других народов России.

До наших дней сохранились все здания, которые были на территории школьной усадьбы. Это нижний корпус, деревянный флигель, здание домовой церкви, здание школьных мастерских, верхний корпус, здание мужского двухклассного приходского училища. Сейчас в четырех зданиях располагается Ульяновское училище культуры, в здании бывшей домовой церкви — храм во имя Сошествия Святого Духа на Апостолов, а в «верхнем корпусе» — музей «Симбирская чувашская школа».

Дом

«В квартире Яковлевых была смесь совершенно различной мебели и никакого «стиля» в обстановке не было, да и не могло быть, как и по недостатку внимания к этой стороне дела, так и по недостатку средств». Из воспоминаний И.А. Яковлева.

Первое впечатление при входе в этот дом – ощущение старины. Кажется, что и не было тех ста лет, что прошли с тех пор, как тут кипела жизнь. Эти впечатления подтвердили и слова научного сотрудника музея Светланы Борисовой: здесь сохранились и подлинные вещи, и предметы той эпохи. Конечно, есть и новоделы, но вся мебель очень тщательно подбиралась или изготавливалась по воспоминаниям внучки Яковлевых Екатерины, которая здесь жила и хорошо помнила, что где было. Этот дом Иван Яковлев строил для женского отделения школы и для своей семьи. Здесь на третьем этаже находилась его квартира, а также класс, где занимались девочки. Это была школа-интернат, поэтому в здании были комнаты, где обучающиеся жили, и, собственно, классные комнаты. Квартира семьи Яковлевых, в которой они прожили до 1922 года, состояла из шести комнат — кабинета, столовой, гостиной, спален Ивана Яковлевича и Екатерины Александровны и детской.

В округе располагались мастерские, где обучали столярно-токарному, переплетному и ручному труду. Здесь же изготавливали классную и школьную мебель, выполняли заказы города, изделия на продажу. Это было важной статьей дохода школы. Была тут и пекарня.

Рабочая комната – единственная обособленная, все остальные комнаты – анфиладой.

Столовая

Спальня. Комната разделена на три части. Здесь спальня самого Яковлева, а с этой стороны гостиная его жены.

В шкафу в спальне находится подлинная одежда Яковлевых, но, к сожалению, ее демонстрировать пока нельзя: в скором времени готовится уникальная выставка. Да и просто так ее не трогают, но, если необходимость в этом все же возникает, делают это только в перчатках и максимально осторожно.

Составил чувашский алфавит, которым до сих пор пользуется чувашский народ

Сам Яковлев (1848-1930) происходил из крестьянской семьи, он родился в деревне Кошки-Новотимбаево Симбирской губернии. Он рано остался без родителей и был усыновлен семьей односельчанина. После учёбы в удельном училище в Старых Бурундуках Буинского уезда, его, как лучшего ученика, приняли в уездное училище в Симбирске, а затем перевели в открывшиеся при Симбирской мужской гимназии землемеро-таксаторские классы. Там обучали мальчиков профессии мерщика земли. Кем, собственно, сначала Яковлев и стал, несколько лет посвятив поездкам по селам Симбирской и соседних губерний. Там он встречается с людьми разных национальностей и уже тогда задумывается, почему у людей разных национальностей есть книги на национальном языке, а у чувашей нет: у них не было письменности.


Около музея

Тогда Яковлев не знал, что нужно сделать для чувашского народа, чтобы у них тоже все это было, но понял одно: сначала надо учиться самому. И он поступает в Симбирскую мужскую классическую гимназию сразу в пятый класс. Во время обучения там он начал обучать других чувашских мальчиков, при этом содержал их на средства, полученные за репетиторство. Активно поддерживал его инспектор народных училищ Симбирской губернии Илья Ульянов.

Во время учебы в Казанском университете Яковлев знакомится с известным ученым-ориенталистом профессором Николаем Ильминским. При его содействии в 1870-х он составляет новый чувашский алфавит на основе русского алфавита и букварь. Этим алфавитом до сих пор пользуется чувашский народ.


Книги в учебном классе

После окончания университета его назначили инспектором чувашских школ Казанского учебного округа. Руководил Симбирской чувашской школой, превратившейся со временем в кузницу учительских кадров для чувашских и других школ Поволжья. Он выпускал учебники, писал рассказы, переводил на чувашский язык художественную, сельскохозяйственную, медицинскую и другую литературу, а также перевел на чувашский язык часть Новый Завет и Псалтирь.

И вот пришло время жениться

Но вернемся к браку Ивана Яковлева с 16-летней Екатериной. На основе архивных материалов их история рассказывается в спектакле, подготовленном в рамках музейно-образовательного проекта «Из Симбирска с любовью…» музея-заповедника «Родина В.И.Ленина».

Хотя спектакль назван «Брак по расчету», рассказывают в музее, с большой натяжкой можно действительно сказать, что этот брак стал именно таковым. Скорее, название является поводом порассуждать на эту тему с современной молодежью. Ведь не может же человек, женившийся по расчету, потом говорить: «В семейной жизни я был счастлив и в жене, и в детях моих». Именно так и писал Яковлев.

Яковлев познакомился со своей будущей женой во время учебы в Казанском университете. Сначала, в 1870 году, он познакомился с ее приемным отцом – деятелем просвещения, ученым-ориенталистом Николаем Ильминским и его семьей. Спустя семь лет 16-летняя Екатерина и 29-летний инспектор чувашских школ Иван Яковлев поженились. Диалог, которым мы начали статью, по версии авторов спектакля “Брак по расчету”, позволяет немного приподнять завесу начала этого союза:

– Я уверен, что она будет для тебя хорошим другом и хорошей женой, как была все эти годы для меня Екатерина Степановна…
– Я думал об этом, честно признаюсь, она мне нравится. Но …она так молода, ей всего 16 лет!
– Ваня! Молодость, это не грех, а радость, хоть и короткая. А любовь, Вань, это не страсть – это труд и борьба!

Но, рассказывают в музее, брак был счастливым и крепким, а жизнь показала, что они действительно любили друг друга. Екатерина была любящей женой, которая разделяла взгляды своего мужа, жила его заботами. После женитьбы при Симбирской чувашской школе было открыто женское отделение, которое Екатерина и возглавила. Там же она и преподавала.


В комнате Екатерины

В архивах сохранились свидетельства того, что семья была крепкая и дружная, и именно Екатерина сыграла в жизни Яковлева огромную роль. Была она и просто доброй и заботливой женщиной, хранительницей домашнего очага. Она с детства была приучена к домашнему труду, впоследствии получила хорошее образование, умела готовить, рукодельничать. Кстати, в доме сохранилась ее швейная машинка, Екатерина вязала, шила и вышивала.

Заботилась она и о своих учениках, особенно бедных и сиротах, которые ее очень любили. В последние годы жизни поддерживала Яковлева, ухаживала за ним.

Особенно поддержка ощущалась, когда наступили переломные времена для чувашской школы – дела всей жизни Ивана Яковлева

В 1919 году в соответствии с реформой образования РСФСР, было принято решение о закрытии Симбирской чувашской семинарии. На ее базе решено открыть учительский институт, без учета сложившегося чувашского направления. От чувашской семинарии оставались только трехгодичные чувашские курсы при институте.

Яковлев старался сохранить школу, но лишь в 1920 году при вмешательстве Ленина, который был лично знаком с семьей Яковлевых по Симбирску, ему и жене Екатерине назначили пенсию, а в зданиях бывшей чувашской семинарии открылся Чувашский институт народного образования, позднее — Ульяновский чувашский педагогический техникум. Но еще раньше, осенью 1919 года, Иван Яковлев по болезни вышел на пенсию, позднее переехал в Москву к сыну, где в 1930 году скончался. Впоследствии техникум получил имя Ивана Яковлева. В конце 1930-х годов техникум стал педагогическим училищем имени Яковлева, но просуществовало оно до 1956 года.

У Ивана Яковлева и Екатерины было пятеро детей, двое из которых, к сожалению, умерли в раннем возрасте. Среди потомков Яковлевых – и ученые, и театральные деятели народная артистка Российской Федерации Алла Покровская, концертмейстер Московской консерватории Александр Покровский, заслуженный артист Российской Федерации Михаил Ефремов и многие другие.

В музее также можно познакомиться с бытом и традициями чувашского народа, рассмотреть национальный костюм, вышивку, узнать особенности чувашского пивоварения, соткать что-нибудь на ткацком станке и др.


Кувшин. Горшок для изготовления пива


Фрагмент крестьянской избы


Чувашская вышивка

Юлия Узрютова. Фото автора. Музей находится по адресу: улица Воробьева, 12. Телефон: 32-85-21

Оцените новость: