Яндекс.Метрика

Обсуждают, зачем Ульяновску нужно стать большим

В ноябре прошлого года Гордума выступила за предложение о создании агломерации из Ульяновска и ближайших районов. Тогда говорилось о том, что в агломерацию предлагается войти Ульяновску, Ульяновскому и Чердаклинскому районам региона, но о конкретных решениях не сообщалось. Тишина в этом вопросе оказалась временной: над нашей агломерацией уже немного поработали московские эксперты, которые 28 февраля в ходе первого открытого обсуждения представили свое видение «большого Ульяновска».

Отметим, что формирование агломерации на первоначальном этапе не означает присоединения к городу населенных пунктов из районов. Речь идет о том, что Ульяновск и соседние районы должны создать единую инфраструктуру в различных сферах, прежде всего, в экономической, социальной, финансовой, градостроительной, в политике, планировочной структуре, транспортной и инженерной инфраструктуре. О включении в город близлежащих населенных пунктов речь может идти в долгосрочной перспективе.

28 февраля в Ульяновске состоялось первое открытое обсуждение этого вопроса. Свое видение ульяновской агломерации представили директор московского НИиПИ градостроительства Дмитрий Климов и сотрудник института Лора Герцберг. Для начала эксперты отметили, что как такового понятия «агломерация» в законодательстве нет, но, несмотря на это, понятие все же имеет определение:

Агломерация – система компактно расположенных поселений, объединенных развитыми производственными, культурными и рекреационными связями. Различают моноцентрические и полицентрические агломерации (несколько городов-ядер).

Причем, управляется этот процесс или нет, но агломерации формируются и сами собой. Население концентрируется в пригородах, то есть происходит стягивание населения в определенных узлах. Например, в Новосибирской агломерации 70 процентов населения и 80 процентов производства находятся в так называемом ядре агломерации. Остальные пространства остаются, можно сказать, без развития. То есть эти процессы все же нужно регулировать, чтобы не было обезлюдивания, отмечают эксперты. Кроме того, в этом случае усиливается антропогенное воздействие на природу, ухудшается экология.

О регулируемом развитии агломераций говорится уже несколько лет, и даже был разработан перечень 20 агломераций, которые должны быть созданы в стране. Тогда Ульяновская агломерация в этот список не вошла, сообщили московские эксперты. Но намерение развивать агломерацию было.

По мнению Климова, все предпосылки для создания Ульяновской агломерации существуют

Но сейчас главная задача – зафиксировать термин в законодательстве. Необходимость придания регулятивности этому понятию связана с тем, что хаотичное развитие агломераций приводит к негативным последствиям, например, как в случае с Московской агломерацией. Кстати, в столице эти процессы тоже пытаются урегулировать, впрочем, как и в соседних с Москвой регионах, откуда в столицу и утекают кадры.

Что касается нашего региона, то на данный момент эксперты предлагают на основе имеющегося опыта спрогнозировать сроки образования Ульяновской агломерации, понять, что произойдет с агломерацией, если в ее развитие не вмешиваться. На этой основе предлагается разработать мероприятия по предотвращению негативных последствий этих процессов. По мнению экспертов, важно, пока агломерация в нашем регионе не сформировалась сама, разработать проект на эту территорию, в котором проанализированы допустимые нагрузки, риски и т.д.

Качество городской среды – катализатор инновационного развития

Климов отметил, что, в конечном итоге, целью агломерации является создание благоприятных условий жизни, качественной городской среды. От этого выиграют все – и жители, и власть, и инвесторы. То есть агломерация – это не концентрация, а распределение населения. Кроме того, придание этого статуса дает территории преференции, например, финансовые.

Как отметила Лора Герцберг, квалифицированные кадры концентрируются в агломерациях, которые являются точками инновационного роста. Качество городской среды напрямую влияет на успешность курса инноваций, а развитие зависит от качества человеческого капитала. Но в этом случае у людей появляются определенные требования к образу жизни и окружающей среде. По мнению экспертов, сейчас идет конкуренция не только за инвестиции в инновации, но и за людей – носителей компетенций и инновационного предпринимательства. Наши города – пока не стимул, а значимый барьер для притока в Россию квалифицированной рабочей силы (Э. Набиулина, Урбанистический форум).

Качество среды можно оценивать и по продолжительности жизни, говорят эксперты. По ожидаемой продолжительности жизни наша область делит с другими субъектами РФ 16-31 место (69 лет). На первом месте Ингушетия – 78 лет, на втором, кстати, Москва с ее плохой экологией, но хорошей медициной (74 года). Демографическая ситуация в целом с каждым годом улучшается, средняя плотность составляет 39 человек на квадратный километр. Но за счет отрицательной миграции по-прежнему численность серьезно не увеличивается.

В Ульяновской агломерации может проживать чуть более 60 процентов жителей региона

Говорить о четких границах и сроках создания агломерации пока рано, однако свое видение текущей ситуации эксперты уже подготовили. По их информации, Ульяновская агломерация развивается как полицентрическая линейная агломерация с центрами в Ульяновске и Димитровграде. Ульяновск имеет многоотраслевую экономику (более двух тысяч крупных и средних предприятий). Брендом города является авиакластер. Из пяти индустриальных парков и промышленных зон области четыре будут развиваться в Ульяновске, Новоульяновске, в Карлинской зоне и Димитровграде. У нас развивается транспортно-логистический узел Поволжья, через который обеспечивается наиболее короткая связь Урала и Сибири. В самом Ульяновске формируется новый транзитный и распределительный узел – Волжский транзит, включающий два речных порта, два аэропорта, два моста, распределительный центр для предприятий промышленной зоны Заволжье, особуюх портовую экономическую зону.

Димитровград упустил момент формирования качественной среды

Димитровград позиционирует себя как ядерно-инновационный центр области, сообщили эксперты в ходе открытого обсуждения. Развитие инновационного производства в этом городе потребует создания новой высокоорганизованной инновационной среды жизнедеятельности. Однако Димитровград, как и большинство российских городов, проскочил сдвиг от города для производства к городу для комфортной и интересной жизни. В результате, отметили эксперты, Димитровград как совокупность городских пространств, городской среды, транспорта и инфраструктуры доступности, а также сфер потребления, гостеприимства и досуга не готов встретить, принять и удержать новых людей, в том числе и собственное молодое поколение. По мнению Герцберг, качество городской среды в Димитровграде не соответствует его социально-экономическому развитию, в итоге происходит отток населения, и город не развивается.

Подводя итоги встречи, исполняющая обязанности министра строительства региона Татьяна Тарасова отметила, что сейчас важно проработать рекомендации, какие управленческие решения необходимы, чтобы грамотно спланировать эти процессы. Эксперты готовы работать дальше, если от региона поступит заказ на разработку пилотного проекта развития Ульяновской агломерации, в котором качеству городской среды обещают уделить главное внимание. Кроме того, планируют провести опросы населения, также было предложено организовать широкое общественное обсуждение этого вопроса.

Пока же, как было отмечено на обсуждении, в Ульяновске осталось 500 тысяч населения и три вечно стоящие в пробках дороги

Как мы собираемся расширяться (а главное, зачем?) и обеспечивать все это ресурсами и при этом формировать качественную городскую среду – вопрос пока остается открытым.

Но эксперты, далекие от ульяновской действительности, привели в пример заграницу. Вон, в миллионнике Мюнхене, например, в центре нет ни пробок, ни тысяч машин, царствует электротранспорт, экологические зоны и дышится как за городом. То есть, говорят эксперты, все возможно, здесь вопрос организации и управления. А в Риме, например, был разработан Генплан города, в котором решалась главная задача: создание качественной городской среды и повышение привлекательности для туристов. В итоге в центре преимущество отдали электротранспорту, общественным пространствам без автомобилей и т.д. Кстати, эксперты говорят и о популярном сегодня термине «конкурентоспособная территория», но для Ульяновска это, по всей видимости, уже совсем другая история.

Юлия Узрютова. Фото автора

Оцените новость: